В Санкт-Петербурге завершается саммит "большой восьмерки"
Reuters
В Санкт-Петербурге завершается саммит "большой восьмерки". Несмотря на сильный дождь, лидеры 5 приглашенных стран и ряда международных организаций прибыли в понедельник утром на саммит "восьмерки" на катерах-"Метеорах" через Финский залив. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в Константиновском дворце их ждут главы государств и правительств стран "восьмерки".

В заключительный день работы саммит "восьмерки" поменял формат. К официальным участникам "Клуба восьми" добавились приглашенные лидеры пяти стран - Китая, Индии, Мексики, Бразилии, ЮАР – и ряда международных организаций. Поэтому заседания пройдут не в камерном Павильоне переговоров, а в одном из главных залов Константиновского дворца - Мраморном.

В последний день саммита российская пресса уже подводит итоги. Российские СМИ сходятся во мнении, что центральной темой саммита, несмотря на подписание всех запланированных повесткой дня документов, стал кризис на Ближнем Востоке. Напомним, предполагалось, что главными вопросами повестки дня станут энергетическая безопасность, образование и здравоохранение, однако в последний момент Россия включила вопрос о ситуации в Ливане в повестку саммита G8. Если же учесть, что одновременно накаляется обстановка вокруг Ирана и Северной Кореи, то очевидно, что саммит в Стрельне может войти в историю как самый драматический за последние десятилетия новейшей истории, пишут российские газеты.

- Москва рассчитывает на новый формат мировых встреч: семь плюс три
- В оценке ситуации на Ближнем Востоке Путин оказался в "меньшинстве лидеров"
- "Ближневосточное" заявление лидеров G8 – дежурная декларация

Прошлогодний саммит, проходивший в шотландском Глениглсе, начался с ужасных терактов в Лондоне, жертвами которых стали больше пятидесяти человек. Но никогда еще за всю историю встреч лидеров ведущих мировых стран, кажется, не было такого, чтобы саммит открывался одновременно с началом войны, констатирует "Время новостей". И не просто войны, а войны на Ближнем Востоке.

Газета "Коммерсант" отмечает, что саммит демонстрирует трансформацию "восьмерки": из клуба единомышленников она превращается в неформальную альтернативу Совбезу ООН. Кремль всерьез размышляет о создании альтернативного центра влияния в формате треугольника Россия–Китай–Индия, который бы выступал с консолидированной позицией в диалоге с "семеркой".

Саммит еще не успел начаться, как стало ясно – он вряд ли пойдет по тому сценарию, на который очень рассчитывала Москва, соглашается "Независимая газета". С каждым часом становилось все очевиднее – главные события происходят уже не в Санкт-Петербурге, а на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что уже на первом заседании лидеры "восьмерки" одобрили ключевые документы саммита, темы, вынесенные Россией для обсуждения – энергетика, образование и здравоохранение, – отошли на второй план.

Еще утром в субботу казалось, что демарш США, поставивший крест на скором вступлении России в ВТО, станет самым страшным ударом по имиджу хозяйки саммита G8. Однако уже к вечеру стало понятно, что главный удар, причем лично по ее президенту, был нанесен там, откуда его меньше всего ждали. Незадолго до начала торжественного приема в Петергофе по случаю начала работы саммита G8 стало известно, что Иран, несмотря на данные Владимиру Путину Ахмади Нежадом обещания, отказывается принять предложения "шестерки" по ядерной программе.

Впервые страна - председатель "восьмерки" столкнулась с таким неприятием своей роли в организации, говорит Александр Рар из германского Совета по внешней политике, пишут "Ведомости". США предприняли целый ряд жестов, чтобы подчеркнуть негативное отношение к происходящему в России, и самым сильным из них стал отказ от подписания с Москвой соглашения по ВТО. Критика в адрес Москвы была ожидаемой, но сам факт проведения саммита в Санкт-Петербурге будет способствовать укреплению международного авторитета России. Поэтому саммит можно в целом считать успешным для России, заключает Рар.

Москва рассчитывает на новый формат мировых встреч: семь плюс три

Из утвержденных документов саммита самым чувствительным для России было коммюнике по глобальной энергетической безопасности, которую Москва год назад предложила сделать основной темой саммита. Итоговый текст коммюнике призывает к "эффективному доступу" на рынки энергоресурсов, прозрачности энергетических поставок и транзита. Так и не урегулированная проблема взаимного доступа к активам, подчеркивает информированный чиновник, будет решаться вне рамок саммита. В коммюнике лишь декларируется необходимость свободного доступа к активам, а также "диверсификации" контрактов по поставкам энергоносителей, которые могут быть как долгосрочными, так и спотовыми. Этот ключевой момент разногласий между Россией и Евросоюзом, таким образом, останется предметом переговоров.

В ситуации, когда Москве так и не удалось добиться признания своей позиции и по вопросам энергетической безопасности и ее роли на постсоветском пространстве, в Кремле, по сведениям "Коммерсанта", делают ставку на трехстороннюю встречу лидеров России, Китая и Индии в понедельник и двусторонние переговоры Владимира Путина с Мохаммадом Сингхом и Ху Цзиньтао. Кремль планирует перевести в практическую плоскость идею стратегического "треугольника".

Необходимость "игры на нескольких полях", не деформируя при этом "восьмерку", утверждает глава комитета по международным делам Совета федерации Михаил Маргелов, продиктована глобальным мировым статусом России. Сенатор не исключает, что к такому евроазиатскому клубу в перспективе могли бы присоединиться Турция, Казахстан и Пакистан.

Трехсторонняя встреча с Сингхом и Цзиньтао - скорее символический, нежели практический жест, считает Дмитрий Тренин из Фонда Карнеги. Альтернативой этому проекту могло бы стать расширение G8 за счет Китая, Индии и Бразилии, а также, возможно, ЮАР и Мексики. Эта идея, уже публично выдвинутая британским премьером Тони Блэром также изучается в Кремле. Отвечая на прямой вопрос в ходе одного из брифингов саммита, Владимир Путин мягко поддержал идею расширения, упомянув именно первые три страны.

Саммит показал, утверждает причастный к его подготовке чиновник, что позитивная повестка диалога России с Западом, по сути, вернулась в состояние времен разрядки, а ее основным сюжетом снова становится нераспространение ядерного оружия. "Восьмерка" в нынешнем формате перестает быть клубом единомышленников и движется в сторону "неформального Совета Безопасности ООН", отмечает Тренин, то есть будет функционировать не как механизм консолидации усилий Запада, а как круглый стол крупнейших мировых игроков.

В оценке ситуации на Ближнем Востоке Путин оказался в "меньшинстве лидеров"

Война на Ближнем Востоке и встреча Владимира Путина и Джорджа Буша затмили официальную повестку саммита. Лидеры "восьмерки" уже разбились на тех, кто поддерживает Израиль, и тех, кто его критикует, пишут "Ведомости".

В субботу, после встречи Владимира Путина и Джорджа Буша, проходившей вне рамок саммита, источники "Времени новостей" в российской делегации не испытывали оптимизма в отношении возможности принятия какого-либо согласованного всеми лидерами "восьмерки" призыва к обеим сторонам ближневосточного конфликта. Позиции Москвы и Вашингтона не были диаметрально противоположными, однако вряд ли позволяли надеяться на достижение однозначных формулировок.

Президент США заявил, что "Израиль имеет полное право на самозащиту": "Наш сигнал Израилю состоит в следующем: защищайте себя, но думайте о последствиях, поэтому мы призываем проявлять сдержанность". Причиной возникновения кризиса на Ближнем Востоке, по мнению Буша, стали действия группировки "Хизбаллах", захватившей двух израильских солдат и выпускающей из Ливана ракеты по Израилю. "Я думаю, что большинство лидеров начинают признавать первопричины проблемы", - заявил президент США.

Если судить по замечанию российского президента, сделанному в ходе субботнего ночного брифинга, Владимир Путин находился в тот момент в "меньшинстве лидеров". Путин тогда заявил: "По нашему впечатлению, кроме возвращения похищенных военнослужащих Израиль преследует и другие цели, более широкого плана".

По разным причинам в скорейшем урегулировании конфликта заинтересованы такие страны, как Франция и Япония, руководство которых традиционно имеет хорошие отношения соответственно с Ливаном и Палестинской автономией. Встреча Буша и Ширака, продолжавшаяся полтора часа, была посвящена исключительно кризису на Ближнем Востоке и привела к определенному сближению позиций Парижа и Вашингтона в этом вопросе. Президент Франции не ставил под сомнение вывод, публично озвученный хозяином Белого Дома, согласно которому ответственность за кризис "несут "Хизбаллах" и ее сирийские и иранские союзники". Французские источники отмечают, что отсутствие таких же публичных упоминаний со стороны двух президентов об ответственности Израиля может объясняться отсутствием общих точек зрения в отношении Тель-Авива.

Что касается Токио, в японской делегации сообщили, что эта страна опасается взрыва на Ближнем Востоке в первую очередь потому, что это приведет к резкому росту цен на нефть и срыву нефтяных поставок. При этом Токио стремится поддерживать хорошие отношения и с Израилем, не случайно перед прибытием в Санкт-Петербург японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми побывал с визитом в Тель-Авиве.

Разные позиции лидеров "восьмерки" в вопросе ливано-израильского конфликта кремлевский чиновник не склонен называть расколом: "Все понимают, что надо прекратить эскалацию конфликта и вернуть процесс в мирное русло". А президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что ливанский кризис не только продемонстрировал различные подходы к ситуации в регионе, но и отвлек внимание членов "восьмерки" от обсуждения ядерной программы Ирана, позволив иранскому руководству выиграть время в противостоянии с Западом.

"Ближневосточное" заявление лидеров "большой восьмерки" – дежурная декларация

Поздно вечером в воскресенье в ходе затянувшейся и, очевидно, непростой дискуссии лидеры "восьмерки" сумели согласовать итоговое заявление по Ближнему Востоку. Причиной кризиса в документе названы действия "экстремистских сил" из "Хизбаллах" и "Хамас", убивших, а также похитивших израильтян и обстреливающих ракетами территорию Израиля. "Экстремисты должны немедленно прекратить свои нападения", - сказано в документе без указания конкретных адресатов этого требования. В заявлении также содержится призыв к Израилю проявлять максимальную сдержанность, стремясь избегать жертв среди гражданского населения. Что касается Ливана, лидеры "восьмерки" призывают Совбез ООН разработать план для осуществления резолюций СБ 1559 и 1680. Они касаются, прежде всего, восстановления суверенной власти ливанского правительства на всей территории страны.

"Ближневосточное" заявление лидеров "большой восьмерки" "является едва ли чем-то большим, нежели дежурная декларация, наполненная общими словами", отмечают эксперты. Слишком уж разнятся сегодня позиции сторон в отношении этой проблемы. Например, в Санкт-Петербурге обнаружилось даже больше расхождений между Москвой и Парижем, чем это было раньше. По словам нашего собеседника, это касается в первую очередь негативной оценки Францией роли Сирии, стоящей за экстремистами из "Хизбаллах". Очевидно, это и стало причиной того, что Сирия не упоминается в заявлении, такой подход свидетельствует о достижении компромисса при выработке документа. Кремлю же, как утверждает эксперт, необходимо подчеркнуть усиление роли России в ближневосточном квартете (туда входят также США, Евросоюз и ООН), где до нынешнего года она выглядела номинальной. Поэтому так важно было принять хоть какой-нибудь "питерский" документ по Ближнему Востоку, под которым подписались все восемь лидеров.

Не удалось президентам согласовать позиции и по ливано-израильскому конфликту. Буш убежден, что во всем виновата "Хизбаллах", которая не только захватила израильских солдат, но и "запускает ракеты из Ливана". Блэр также возложил вину за кризис на экстремистов, которых, по его словам, поддерживают Ливан и Сирия. Президент Франции Жак Ширак счел использование силы Израилем "чрезмерным" и призвал к перемирию, назвав действия "Хизбаллах" "неприемлемыми и безответственными" и указав на поддержку движения Сирией и Ираном. А Путин, осудив террористов, атаковавших Израиль, подчеркнул, что использование силы должно быть пропорциональным. Развертывая крупномасштабную военную операцию в Ливане, Израиль помимо возврата похищенных боевиками "Хизбаллах" военнослужащих может преследовать и более широкие цели, предположил он.