Закон вносит изменения в Уголовный и Уголовно-Процессуальный кодексы и касается тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе связанных с терроризмом, захватом заложников, организацией незаконных вооруженных формирований, шпионажем, государственной изменой, насильственным захватом власти, вооруженным мятежом, диверсиями, массовыми беспорядками.
"Законопроект неконституционен, ведет к свертыванию гражданских прав и свобод и не может быть поддержан", - говорится в экспертном заключении, текст которого приводит пресс-служба палаты.
По мнению одного из авторов экспертного заключения Владислава Гриба, анализ предлагаемых законопроектом изменений действующего законодательства "совершенно определенно показывает, что подлинная цель законопроекта - не повышение эффективности мер предупреждения терроризма и усиление борьбы с этим явлением, а сокращение подсудности суда присяжных, исключение из нее тяжких преступлений против государственной власти", сообщает "Интерфакс".
По мнению экспертов, об этом свидетельствует перечень преступлений, который предлагается исключить из рассмотрения коллегией присяжных. "Важно отметить, что к ним отнесены не только террористический акт, но и выходящие за рамки терроризма такие преступления, как государственная измена и шпионаж", - говорится в экспертном заключении.
Члены палаты считают, что законопроект "мотивирован интересами силовых ведомств, стремящихся избавить себя от необходимости расследовать уголовные дела без нарушений закона и доказывать виновность обвиняемых в реальном состязании со стороной защиты перед судом с участием представителей народа, способным выносить не только обвинительные, но и оправдательные вердикты".
"Стремление устранить суд присяжных от рассмотрения уголовных дел, в которых существует повышенная опасность произвола и особая заинтересованность государства в осуждении обвиняемых, не может быть поддержано Общественной палатой", - подчеркивают в Общественной палате.
Заключение на законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму", направлено 17 декабря председателю Совета Федерации Сергею Миронову. "Авторы экспертизы просят председателя Совета Федерации учесть позицию Общественной палаты при рассмотрении законопроекта", - говорится в пресс-релизе.
Ранее сообщалось, что правозащитники, политики и деятели культуры призвали российское руководство наложить вето на законопроект об изъятии из компетенции судов присяжных дел о терроризме и шпионаже.
"Предложенные изменения порядка рассмотрения дел о терроризме, массовых беспорядках, шпионаже и других преступлениях этого ряда без участия присяжных приведут не к усилению борьбы с этими преступлениями, а лишь к увеличению показателей, то есть к имитации борьбы и к показухе, в результате чего десятки невиновных людей отправятся в тюрьмы и колонии", - говорится в обращении, распространенном в Москве в среду.
Его подписали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, президент института "Общественный договор" Александр Аузан, актриса Лия Ахеджакова, писатель Дмитрий Быков, режиссер Марк Захаров, адвокат Генри Резник, политик Владимир Рыжков, президент фонда "Индем" Георгий Сатаров и другие.
"Авторы законопроекта и депутаты Думы полностью игнорируют политический и перспективный социальный аспект суда присяжных, заключающийся в том, что граждане России, прошедшие школу коллегий присяжных, становятся граждански более зрелыми и ответственными, иначе под углом этого опыта относятся и к суду, и к государству в целом", - заявили авторы обращения. Они призвали президента РФ наложить вето на законопроект.
Между тем Совет Федерации в среду одобрил этот законопроект. Ранее правительство внесло в Госдуму проект изменений в УК РФ по статьям, касающимся государственной измены, шпионажа и разглашения государственной тайны. В минувшую пятницу Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, отменяющий суд присяжных заседателей при рассмотрении дел о преступлениях антигосударственной направленности. Эти дела будет рассматривать коллегия из трех судей.