"В целом, я считаю, что к нему [Маску] надо относиться очень серьезно, его надо воспринимать также очень серьезно. Некоторые его технические решения я, например, внимательно анализировал с нашими специалистами и могу сказать, что нам стыдно, но мы кое-что будем использовать", - заявил вице-премьер, курирующий космическую отрасль.
Рогозин добавил, что Маск - "очень талантливый инженер и блестящий пиарщик". При этом он полагает, что России конкурировать с Маском и его компанией SpaceX, а также с Китаем по средствам выведения полезных нагрузок на орбиту не нужно, поскольку эта сфера составляет всего 4% от всего рынка космических услуг.
- Рогозин не верит в запрет на поставку ракетных двигателей в США
- Вице-премьер рассказал о единой ракетно-космической структуре
- Рогозин рассчитывает сохранить пост в правительстве
По словам Рогозина, реальный рынок космических услуг - это примерно 350 миллиардов долларов, он формируется не за счет выведения ракетами полезных нагрузок, а за счет создания самих полезных нагрузок. "Реальные деньги лежат не в создании ракет, а в создании космических аппаратов", - отметил вице-премьер.
Неспособность "Роскосмоса" "извлекать" эти деньги и таким образом зарабатывать, делая отрасль прибыльной, чиновник связал с проблемным менеджментом. "Я думаю, самая главная проблема - это организация дела", - сказал он. Пути решения этой проблемы, по словам Рогозина, уже известны. Однако, в чем они заключаются, он не уточнил.
Отметим, что Рогозин не первый, кто винит "Роскосмос" в неспособности зарабатывать деньги. Ранее аналогичные обвинения в адрес государственной корпорации высказывал помощник президента Андрей Белоусов. Так, в декабре 2017 года он заявил, что "Роскосмос" со времен СССР действует за счет бюджета и работает почти без прибыли. В подразделениях компании трудится около 220 тысяч человек, "и вот эта огромная масса людей ни фига не может заработать деньги" (цитата по "Коммерсанту").
В качестве примера и Рогозин, и Белоусов приводили систему ГЛОНАСС. В частности, вице-премьер отметил, что на создание этой системы были потрачены большие средства и время, навигационный сигнал раздается фактически бесплатно, "но до сих пор чипсеты и модули приема сигнала ГЛОНАСС не развернуты к производству в Российский Федерации". "То есть отверточная сборка есть, но как таковых [средств производства] нет", - пояснил он.
Отметим, что об этой проблеме Рогозин докладывал еще в 2014 году главе правительства Дмитрию Медведеву. Тот принял информацию к сведению и поручил Рогозину продолжать работу над решением этой проблемы, а также пообещал, что в случае необходимости правительство готово оказать необходимую помощь.
Рогозин не верит в запрет на поставку ракетных двигателей в США
В интервью РБК Рогозин рассказал и о контрсанкциях, которые предлагает ввести Россия в отношении США. В частности, вице-премьер подтвердил готовность прекратить поставку в США ракетных двигателей, если соответствующее решение примет президент.
"Американцы по-прежнему летают на наших кораблях "Союз", по-прежнему мы сотрудничаем в рамках МКС, и готовим экипажи у себя в Звездном городке, потом готовим на Байконуре. Поставляем двигатели НК-33 и РД-180, но можем ли мы взять и прекратить? Можем", - сказал Рогозин.
Однако он добавил, что при постановке такого вопроса "всегда надо взвешивать плюсы и минусы", "понимать где чистая политика, которая даже может привести к стрельбе себе в ногу, а где на самом деле экономический прагматизм".
Так, по словам Рогозина, поставки российских двигателей США приносят больше выгоды России, чем Соединенным Штатам. "Эти двигатели [НК-33, которые РФ поставляет США] на самом деле не являются чем-то самым современным. Но деньги, которые выручает отрасль от этих поставок, идут на разработку новейших двигателей. То есть на самом деле нам это выгоднее, чем Соединенным Штатам", - сказал вице-премьер.
В связи с этим он предположил, что пока решение о запрете поставок двигателей из РФ в США приниматься не будет. "Мы готовы выполнить любое решение, которое примет президент, но пока, еще раз говорю, и президент исходит из той же самой мысли - космос должен оставаться вне политики", - отметил Рогозин.
В настоящее время НПО "Энергомаш" поставляет в США ракетные двигатели РД-180 и РД-181. РД-180 используются в американских ракетах-носителях Atlas III и Atlas V, РД-181 - в Antares. До 2014 года для этих целей в США поставлялись двигатели НК-33, которые были заменены на модели ряда РД. Оба контракта рассчитаны на период до конца 2019 года, передает ТАСС.
Вице-премьер рассказал о единой ракетно-космической структуре
Также Рогозин рассказал, что выступает за создание единой ракетно-космической структуры. "Если вы меня спросите, что я по этому поводу думаю, я скажу, что я так и думаю: не о холдинге, а о единой ракетно-космической промышленности," - заявил он в интервью РБК.
По его мнению, развитию российской космической отрасли мешает отсутствие единого центра принятия решений. "Мы же не можем, как Илон Маск, возвращать нашу ракету. Почему? Потому что они стартуют с Канаверал и подгоняют платформу в ту точку, где свечкой должна сесть первая ступень. Мы-то где ее сажать будем? В Якутии, что ли? Это невозможно из-за физических и географических особенностей", - сказал Рогозин.
Он предложил применять другой способ посадки отработавших ступеней на Землю. "Если мы хотим перейти к возвращаемым ступеням, она должна у нас из вертикали переложиться в горизонт и на двигателях, с крылышками, которые должны раскрыться, самолетным образом вернуться на ближайший аэродром. Но это уже совмещение с авиацией. Авиационные и космические технологии сопрягаемы", - сказал вице-премьер.
Рогозин рассчитывает сохранить пост в правительстве
Рогозин также сообщил о своих планах на фоне скорой отставки правительства. Она должна произойти после инаугурации президента, которая намечена на 7 мая.
Вице-премьер заявил, что намерен остаться в новом кабинете министров. При этом он готов занять любую должность, "которая соответствует моим профессиональным навыкам".
Он также отметил, что пока не обдумывал, чем займется в случае ухода из правительства. "У меня пока таких планов нет", - сказал вице-премьер.