Законопроект о контрсанкциях против США и других стран, которые одобрили санкции в отношении России, внесенный председателями сразу всех фракций во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным, позволяет правительству ввести множество запретов - от ввоза в Россию лекарств до найма иностранцев. Выбирать из этого набора законопроект предложил правительству, а утверждать ограничения - президенту.
В понедельник Совет Думы принял решение обсудить законопроект об ответных мерах на недружественные действия США и иных государств с экспертным сообществом, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Сейчас этот документ рассылается для ознакомления президенту РФ, правительству, Совету Федерации, Общественной палате, комитетам Госдумы, Счетной палате. Володин пообещал сделать "эту работу качественно", чтобы вынести на первое чтение концепцию законопроекта 15 мая.
- Вице-спикер Думы Толстой посоветовал россиянам пить боярышник вместо лекарств из США
Однако подобные контрсанкции могут иметь обратный эффект и ударить по российским потребителям, пишет газета "Ведомости".
Например, запрет на ввоз лекарств, аналоги которых производятся в России или в странах, не присоединившихся к санкциям, все равно ударит по здоровью россиян. По данным DSM Group, доля импортных лекарств на российском рынке в 2017 году превысила 70%. На американские компании приходится 28% рынка в денежном выражении и 8% госзакупок. Сами же США в среднесрочной перспективе без труда смогут перераспределить поставки на другие развивающиеся страны, например Бразилию, говорят эксперты газеты.
Обещание запрета на вывоз редких металлов уже вызвал у крупнейшего в мире производителя титана - уральской компании "ВСМПО-Ависма" - опасения навсегда потерять рынок. Впрочем, в краткосрочной перспективе иностранный бизнес тоже пострадает, больше всего - Boeing и Airbus.
Ограничение экспорта палладия может временно дестабилизировать рынок, но этот дефицит смогут заменить зимбабвийские и южно-африканские производители.
Группа "Мечел" поставляет на американский рынок поковки и штамповки для двигателей, отказ от их поставок временно ухудшит ситуацию в американской индустрии, но может разрушить экономику Урала, считают эксперты.
Испугался российский бизнес и обещанного Госдумой разрешения производить товары без согласия правообладателей: она фактически легализует серый импорт. Разрешить присвоить бренды и патенты хуже, чем выстрелить себе в ногу, рассказал профессор НИУ ВШЭ Олег Вьюгин. Если страна не признает право на патент, как можно вкладывать в нее под своим брендом, недоумевает эксперт.
Ударит по российскому бизнесу и запрет иностранцам оказывать в России юридические и консалтинговые услуги.
Единственным серьезным ударом по иностранному бизнесу может стать увеличение сборов за полеты над Россией. Путь из США в Юго-Восточную Азию и обратно - самое оживленное грузовое направление, на него приходится 50% и более международных перевозок грузов американскими авиакомпаниями, пояснил газете топ-менеджер российского грузового перевозчика.
По данным Бюро транспортной статистики США, в 2017 году 35% международного грузопотока американских авиакомпаний пришлось на направление США - Тихоокеанский регион, доля региона в грузообороте (показатель, учитывающий количество груза и расстояние) - 40%.
Серьезно ответить на санкции, не ударив по российским потребителям, можно, лишь ограничив экспорт газа и нефти, говорит профессор Российской школы экономики Наталья Волчкова, структура российской экономики не позволяет нанести серьезный урон странам ЕС и США иначе.
В таких условиях отвечать нужно нестандартно, советуют эксперты, например снять все ограничения на иностранные инвестиции в экономику, упростить условия локализации, чтобы максимально привлечь иностранные технологические, образовательные, финансовые ресурсы. А ответ, предложенный Госдумой, нанесет очередной удар по собственной экономике.