В 13 регионах плановые выборы должны были пройти в 2015 году, еще в двух субъектах - в 2016, а в пяти - в 2017 году. Как полагает издание, поощряя досрочные отставки губернаторов, Кремль фактически реализовал идею Института социально-экономических и политических исследований Дмитрия Бадовского, изложенную в опубликованном в 2012 году докладе "Прямые выборы губернаторов и система сбора подписей". Бадовский предлагал "разгрузить федеральный цикл" и уйти от "непрерывного избирательного марафона", чтобы не утомлять электорат. Следующие выборы в Госдуму, напомним, должны состояться в 2016 году, а президентские - в 2018-м.
Издание Ura.Ru полагает, что массового переизбрания следует ожидать и в следующем, 2015-м году. "Есть проект оставить 2017 год вообще без крупных кампаний, чтобы россияне спокойно готовились к выборам президента страны. Те, у кого заканчиваются полномочия в 2017-м, должны решить свою судьбу следующей осенью", - утверждается в статье.
Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов в своем комментарии говорит о том, что прямой установки не проводить выборы в 2016 и 2017 годах не было, но "желание максимально разделить федеральные и региональные выборы очевидно". Эксперты говорят и о желании губернаторов оседлать волну патриотизма и поддержки российских властей.
Однако не все избирательные кампании обещают быть гладкими. Глава фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов в интервью Ura.Ru отмечает: "Там, где (на выборы) идут не очень популярные губернаторы, возникает риск победы технического кандидата при антигубернаторской мобилизации". В качестве примера он приводит республику Алтай.
"Более-менее легкие выборы, где нет никаких серьезных рисков, пройдут в НАО, Коми, Алтайском крае, Воронежской, Тюменской областях. Во второй категории регионов риски на сегодня не актуализированы, но кампании потребуют модерации. Это - Якутия, Астраханская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Оренбургская, Псковская и Челябинская области. Есть регионы разноречивые, где многое определится наличием (или отсутствием) для системных игроков возможности выдвигаться против действующего главы, не рискуя вызвать на себя обвинений в "национал-предательстве". Это Башкирия, Удмуртия, Приморье, Волгоградская, Кировская, Липецкая, Нижегородская, Курганская, Орловская, Самарская области. Особо выделю территории, где при реальной конкуренции у глав регионов весьма средние шансы - Республика Алтай, Калмыкия, Курская область и Ставропольский край", - говорит Виноградов. В числе протестных территорий или тех, где у губернаторов весьма слабые позиции, эксперт называет Красноярский край и Новосибирскую область.
Эксперты "Газеты.ru" полагают, что кандидаты от партии власти столкнутся со сложностями в республике Алтай, Красноярском крае, Орловской и Оренбургской областях, а также на Ставрополье и, возможно, в Санкт-Петербурге. Такого мнения придерживается, например, глава Политической экспертной группы Константин Калачев, отмечая невысокий рейтинг и перспективы размывания голосов у главы Алтая Александра Бердникова. Политолог Дмитрий Аронов отмечает, что у выдвиженца Путина коммуниста Вадима Потомского нет поддержки даже среди орловских коммунистов. А в Курской области легитимность выборов может оказаться под сомнением из-за перспектив низкой явки избирателей.
Президент Центра политических технологий Игорь Бунин полагает, что сложности могут возникнуть у глав Башкирии, Калмыкии, Кировской области и Ставрополья. "Сложная ситуация в Кировской области, где кампания Никиты Белых может натолкнуться на саботаж элит. Также возможен саботаж там, где к власти пришли варяги - в Красноярском и Ставропольском краях. Местным элитам это может не понравиться, и они что-то могут организовать. В Башкирии и Калмыкии есть конфликт элит - старой и новой. Это бывшие лидеры Муртаза Рахимов и Кирсан Илюмжинов против нынешних Рустэма Хамитова и Алексея Орлова, соответственно", - говорит эксперт.
В Госдуме РФ, пишут "Известия", "парадом отставок" недовольны. Парламентская оппозиция поддерживает законопроект эсера Михаила Сердюка, запрещающий главам регионов выходить на досрочные выборы по личному желанию. В числе аргументов в пользу такого запрета приводится довод о высокой стоимости незапланированных выборов.
"Если каждый губернатор на год раньше пойдет на выборы, то это влечет за собой увеличение на 20% незапланированных расходов из казны на избирательную кампанию. А это миллионы рублей, по стране набираются уже сотни миллионов. Как только глава региона чувствует ухудшение своих позиций - сразу уходит на досрочные выборы. Но это не честно по отношению к избирателям. Цыплят по осени считают. Отработай срок, отчитайся, что у тебя за весь период проделано. Если за отработанную пару-тройку лет весь план на пять лет выполнен, тогда другое дело. А так это совершенно несправедливо", - говорит Сердюк.
Законопроект, о котором идет речь, в настоящее время направлен на рассмотрение комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству.
Всего, по подсчетам "Известий", на выборы тридцати губернаторов российские регионы потратят более 2 млрд рублей. Самыми дорогими станут выборы в Челябинской области - 226 млн рублей, а самыми скромными - в Ненецком автономном округе, всего 50 млн рублей.