Федеральную службу "Рособоронзаказ" уберут из ведения Минобороны, чтобы вывести функцию государственного заказчика на готовую продукцию на уровень правительства. Функции госзаказчика на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы планируется разделить между несколькими ведомствами промышленного блока, их работу будет координировать военно-промышленная комиссия при правительстве, сообщил "Известиям" информированный источник.
Высокотехнологичные разработки в военной области, как предполагается, будут финансироваться через специально созданный некоммерческий фонд. Определение же цены на военную технику и оружие при этом планируется передать Федеральной службе по тарифам, в которой для этого создадут специальное подразделение. Министерству обороны оставят только функции покупки серийного оружия и военной техники, определения структуры и состава Вооруженных сил и технического сопровождения новых разработок.
По мнению ряда экспертов, окончательно новая структура военно-промышленного блока будет утверждена не раньше середины июня, после инаугурации президента и утверждения Думой нового премьер-министра.
"Военные лучше знают, что им нужно"
Противостояние Минобороны и оборонных предприятий уже выливалось в срыв гособоронзаказа, так как военных не устраивает качество предлагаемой для закупок техники. Об этом говорил и министр обороны, и военачальники. Так, недовольство не стеснялся высказывать Макаров, были и заявления главкома сухопутных войск генерал-полковника Александра Постникова.
Новый скандал разразился на этой неделе. Макаров заявил журналистам, что сухопутные войска не устраивает ни один предлагаемый образец - от стрелкового оружия до бронетехники. По ряду характеристик отечественная продукция серьезно отстает от своих западных конкурентов, особенно в том, что касается защиты солдат, отметил генерал. По его мнению, традиционно уделяя внимание огневой мощи и подвижности бронетехники, разработчики "забыли о жизни людей". В связи с этим армия фактически прекращает закупки бронетехники в следующие пять лет, которые дают разработчикам для создания чего-то принципиально нового.
Куратор ОПК Рогозин в свойственной ему манере ответил Макарову в Twitter: "НГШ (начальник Генштаба) - не единственный, кто принимает решения о закупках вооружений и военной техники".
Знал ли Рогозин на тот момент о планах правительства, неизвестно. В любом случае, из заочной перепалки с НГШ он вышел победителем: отныне Макарову не удастся "сорвать" ГОЗ - придется довольствоваться тем вооружением, которое для него закупит Рогозин.
"Если вспомнить историю, военных часто заставляли покупать то, что выпускает промышленность, - заявил "Известиям" директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин. - И это всегда приводило к отрицательным результатам, потому что военные лучше знают, что им нужно. Дмитрий Рогозин вчера сказал, что Минобороны не единственное, кто решает, какую технику закупать. А должно быть единственным".
Требования военных к технике нельзя не признать справедливыми и своевременными, пишет "Независимая газета". Все техника, по их мнению, должно соответствовать самым передовым мировым образцам и даже превосходить их, потому что иначе невозможно победить в современном бою и сберечь жизни и здоровье своих солдат и офицеров. Армии и флоту не нужно то, что им навязывают, а только то, что они хотят и должны иметь, отмечает издание.
Рогозин обещает за восемь лет изменить облик российского ОПК
Но и Рогозина можно понять, добавляет "Независимая газета". Он день и ночь ездит по всей стране, встречается с руководителями ОПК, конструкторами, инженерами и убеждает их, что правительство и кандидат в президенты на их стороне. И тут перед самыми выборами в прессе звучат обидные для оборонщиков слова о несоответствии их продукции стандартам. Поневоле схватишься за Twitter, заключает газета.
Возможно, отчасти чтобы сгладить негативный эффект от недавних заявлений Макарова, Рогозин публично похвалил отечественных оборонщиков. В ходе парламентских слушаний в Совете Федерации в четверг он заявил, что темпы экономического роста в ОПК в настоящее время существенно превышают темпы в гражданской промышленности, сообщает "Интерфакс".
"Так, в 2009-2011 годах в ОПК объем промышленной продукции возрос почти в 1,3 раза, а производительность труда за этот период увеличилась почти в 1,6 раза", - подчеркнул Рогозин, зачитывая свой доклад.
А уже совсем скоро, пообещал вице-премьер, российская оборонка даст новые поводы для гордости: "К 2020 году будет создан более конкурентоспособный облик ОПК, который будет включать около 40 крупных научно-производственных компаний, способных к саморазвитию и эффективному управлению активами, а также активно себя позиционировать на российском и международном рынках".