Брат погибшего Ирек Усманов обратился за юридической помощью в Казанский правозащитный центр.
Ильшата Усманова призвали на службу 9 ноября прошлого года из села Мокрые Курнали Алексеевского района Татарстана. Его направили в военную часть номер 54872.
"Летом прошлого года по окончании Казанского медицинского колледжа Ильшату присвоили квалификацию "медицинский работник", - рассказывает брат погибшего Ирек Усманов. - Поэтому неудивительно, что по прибытии в часть его определили в медпункт в качестве фельдшера".
После окончания колледжа 21-летнему Ильшату предлагали пройти альтернативную службу в медицинских учреждениях Татарстана, однако он отказался.
По словам родителей рядового, Ильшат регулярно звонил домой - и обязательно по воскресеньям. Он ни разу не жаловался на притеснения со стороны сослуживцев. Последний раз он позвонил за два дня до гибели, ни на что не жаловался, был в хорошем настроении. 31 января, в воскресенье, родители безуспешно ждали звонка от сына. Позвонили сами, но телефон солдата оказался выключенным.
1 февраля к Усмановым домой приехал местный военком, который зачитал телеграмму от временно исполняющего обязанности начальника штаба войсковой части, что Ильшат скоропостижно скончался утром 31 января в 7:40.
Выяснилось, что рядового обнаружили "в закрытом помещении медпункта войсковой части лежащим на полу с ножницами в груди". В медицинском свидетельстве о смерти указано, что причинами гибели являются: восемь колотых слепых ранений груди с повреждением сердца и массивная кровопотеря.
Судмедэксперт Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Приволжского-Уральского военного округа Роман Пьянников в ходе предварительного обследования установить род смерти не смог.
3 февраля Ильшата похоронили в родном селе. По словам Ирека Усманова, его родители направили заявление о возбуждении уголовного дела в военную прокуратуру Оренбургского гарнизона. "Ильшат не мог покончить с собой", - уверены Усмановы. Как стало известно правозащитникам, по факту смерти рядового назначено дополнительное судебно-медицинское исследование.
"Медэксперты склоняются к тому, что Ильшат сам себя убил, но нормальный человек, чувствующий боль, не может нанести себе подряд столько ударов - это невозможно! - считает Ирек Усманов. - К тому же, когда мы привезли тело домой, то обнаружили на нем гематомы и ссадины - не исключено, что его пытали!" (В казанском выпуске газеты "Комсомольская правда" сообщается, что ссадины и гематомы, по словам брата, не были отражены в справке о первичном обследовании). Ирек также рассказал, что девушки у брата не было. Поэтому покончить жизнь самоубийством из-за, например, прощального письма невесты он тоже не мог.
Сейчас, сообщает "Новая газета", Ирек вместе с родителями ждет результатов медэкспертизы, которые предположительно будут в конце месяца.