При Путине личные финансово-денежные интересы государственных аппаратчиков полностью срослись с национальными интересами, указывает The Weekly Standard. Всеми предприятиями, которые принадлежат государству и им контролируются, управляет - в целях собственной выгоды - окружение Путина: сборище бывших сослуживцев по КГБ, санкт-петербургских юристов и других политических приспешников, считает издание. Они сумели взять под свой контроль все крупные прибыльные отрасли - так что одна мысль об утрате влияния в будущем году, когда закончится второй срок нахождения российского президента у власти, вызывает в его ближайшем окружении нарастающее беспокойство, указывает издание. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
- США готовы "дать отпор негативному поведению" России
Последние заявления о возможности третьего срока со стороны спикера Совета Федерации Сергея Миронова заставили вновь оценить этот сценарий. Хотя сам президент Путин снова и снова повторяет, что третьего срока не будет, как и изменений в Конституции. "Призыв к "бесконечному президентству" из уст Миронова - самого высокопоставленного лица из тех, кто выступал с таким предложением, - свидетельствует о начинающейся панике среди тех, кто с уходом Путина лишится влияния и власти", - считает американская газета.
Таким образом, уход Путина ставит на кон судьбу бизнес-империи, капитализация которой измеряется десятками миллиардов долларов.
"Рособоронэкспорт" - самая показательная монополия
Контроль Кремля над монополистом в сфере природного газа - государственной компанией "Газпром", осуществленные Путиным раскол и захват нефтяной компании ЮКОС, экспроприация других предприятий по добыче ценных природных ресурсов (а именно, административный фокус, который был использован для захвата нефтегазового проекта "Сахалин-2", финансировавшегося западными компаниями) - все это получило на Западе широкую огласку. Но есть и другая кремлевская монополия - "Рособоронэкспорт".
С тех пор, как закончилась советская эпоха, продажа оружия за рубеж контролируется государственными компаниями, количество и названия которых в каждый отдельно взятый момент зависят от того, куда дует ветер. Иногда принималось решение, что лучший выход - иметь всего одну монопольную компанию по экспорту оружия; в другие моменты их насчитывалось две или даже три, поскольку текущие политические веяния гласили, что российской оборонной промышленности полезна конкуренция. Несколько российских оборонных предприятий, например РСК "МиГ", также имели лицензии на экспорт, позволявшие им продавать продукцию за рубеж без посредничества государственного аппарата, ведающего экспортом оружия.
Но ситуация начала меняться, когда Путин стал президентом и поручил контроль за "Рособоронэкспортом" (РОЭ) двум своим приятелям по КГБ, знакомым ему еще по совместной службе в Восточной Германии в ее бытность советским вассалом, - Андрею Бельянинову и Сергею Чемезову.
С 1 марта 2007 года РОЭ консолидировал под своим контролем всю продажу оружия, осуществляемую российскими компаниями. Экспортные лицензии "МиГа" и других оборонных предприятий, действовавших самостоятельно, были аннулированы. Все контракты - и комиссионные за продажу - будут идти исключительно через Чемезова, генерального директора РОЭ. Процесс экспорта также пристально отслеживает Бельянинов, которого Путин поставил во главе Федеральной таможенной службы.
Самое главное - чтобы мультимиллиардные сделки об экспорте оружия продолжали заключаться. Об этом же, по мнению американского издания, свидетельствуют последние перестановки в Минобороны: бывший министр Иванов сосредоточится на управлении Объединенной авиастроительной корпорацией и Военно-промышленной комиссией. А министерство возглавил тем временем Анатолий Сердюков, - бывший менеджер мебельного магазина, затем перешедший в налоговую службу. Как только что объявлено, Сердюков пройдет месячный интенсивный курс обучения тонкостям национальной обороны в Академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ.
Бесперебойное производство оружия для экспорта в Китай, Индию и Венесуэлу - отныне первостепенная забота российских властей. Ей придается еще большая важность, чем четкому функционированию министерства обороны. Одновременно это мотор движения за то, чтобы сделать Путина президентом пожизненно или обеспечить ему возможность лично выбрать себе преемника.
The Weekly Standard считает, что США должны отреагировать на безответственную политику расширения рынков сбыта: Москва уже продала "кучу оружия" президенту Венесуэлы Уго Чавесу, а там и до сделок с Ираном недалеко.