Поправки в Уголовный и Уголовно-Процессуальный Кодексы РФ настолько расширяют понятия госизмены, шпионажа и разглашения гостайны, что создают богатую почву для злоупотреблений со стороны власти в борьбе с неугодными режиму, опасаются критики. Обзор статей, посвященных скандальному закону, в четверг подготовили "Заголовки".
Если 12 ноября после высказывания Путина на заседании СПЧ кто-то надеялся, что глава государства еще может наложить вето на одобренный Госдумой законопроект, он делал это зря, пишет газета "Московский комсомолец". Как оказалось, судьба закона была предрешена - из документов, опубликованных на официальном сайте Кремля, следует, что подпись под ним глава государства поставил в тот же день (эта дата стоит на электронной копии документа). Причем сообщили об этом лишь 14 ноября после вступления новых поправок в силу, хотя обычно подписанные законы публикуются оперативно.
И если президент действительно собирается "вернуться" к этой теме, то, вероятно, уже тогда, когда по новой редакции кого-нибудь посадят на срок от 12 до 20 лет за оказание любой помощи международным и иностранным организациям, отмечает "МК".
Источник "Независимой газеты" в Госдуме считает, что вспыхнувший скандал в связи с неисполненным обещанием Путина правозащитникам больше всего ударяет не по президенту, а по его ближайшим помощникам. Ведь именно они должны были подсказать главе государства, что "подумать" над законом о госизмене он уже не успеет. Так как Совет Федерации передал в Кремль одобренный документ 31 октября, по закону президент должен был подписать его не позднее 14 ноября. "То есть ближайшие люди Путина, по сути дела, подставили его", - уверен собеседник издания.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков подтвердил радиостанции "Коммерсант FM", что в ближайшее время пересмотра закона о госизмене не будет. "Если в ходе реализации закона будут установлены какие-то моменты, которые ограничивают права и свободы граждан, это не означает, что отсутствует возможность по пересмотру этих положений, внесения необходимых корректировок. Именно об этом и говорил Путин", - пояснил Песков смысл заявления своего шефа.
"Однако сейчас об этом речи не идет, еще предстоит начать имплементацию (исполнение государством международных правовых норм - прим. ред.), только в ходе имплементации мы сможем понять, оправданы ли замечания защитников или эта обеспокоенность является пустой; или он реализуется, и все гладко, или нет. Существует общественное мнение, существует мир, существуют заключения экспертов и так далее, и тому подобное", - добавил он.
Если при имплементации закона будут выявлены проблемные места или ограничения прав и свобод, власти будут "дальше работать с этим документом в плане внесения в случае необходимости соответствующих корректив", подчеркнул Песков.
Инициированный Федеральной службой безопасности закон, вызвавший бурю негодования в правозащитном сообществе, был внесен в Госдуму еще в 2008 году от имени правительства за подписью премьер-министра Путина. Тогда его отложили, но в этом году к нему вернулись. В сентябре законопроект был принят Госдумой в первом чтении, потом подавляющее большинство депутатов проголосовали за документ сразу во втором и третьем чтениях.
Совет Федерации одобрил законопроект 31 октября. На следующий день 1 ноября правозащитники обратилась к главе государства с призывом его не подписывать. Они указывали на то, что законопроект "не дает четких критериев определения того, где содействие иностранным и международным организациям приобретает криминальный характер, оставляя это на усмотрение следствия и суда". Путин на заседании СПЧ счел нужным прокомментировать критические замечания по поводу закону, но, как оказалось, откладывать его подписание или вносить коррективы он не собирался.
Согласно принятым поправкам, теперь в госизмене могут обвинить не только тех, кто работает на иностранные разведки. В число изменников попадает гражданин, завербованный, например, международными организациями. Подсудными становятся консультации, а также финансовая и материально-техническая помощь таким учреждениям.