Издание "Комсомольская правда" выясняет, насколько столица готова к такому нововведению. Раньше чиновники неоднократно заявляли, что готовы снижать ныне действующие квоты, которые через две недели превратятся в полный запрет. Связано это с нехваткой рабочих рук. Однако на прошлой неделе Михаил Фрадков подвел первые итоги миграционной реформы: премьер в целом доволен борьбой с мигрантами в торговле.
Глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов утверждает, что ситуация опасений не вызывает: люди активно идут работать на рынках. Ему возражает министр экономики Герман Греф. По его словам, квоты, предназначенные для частных производителей, не выбраны на 30%, а 60% мест, закрепленных за фермерами, пустуют.
КП заключает, что в этой дискуссии скорее прав Греф. Полтора месяца назад директор Ленинградского рынка Владимир Шелепов жаловался, что пустует каждое пятое место за прилавками. Пятьдесят иностранцев он лично лишил возможности торговать - у них были проблемы с документами. Сейчас на первый взгляд ситуация улучшилась: свободных мест на Ленинградском рынке стало меньше. Но это лишь видимость.
Чтобы хоть как-то ликвидировать пустующие прилавки, один торговец теперь занимает до четырех метров вместо положенных ему двух, сообщают представители дирекции рынка. Произошло сокращение продажи продуктов, что автоматически ударило по ценам. Несколько месяцев назад средняя стоимость лука не превышала 18 рублей за килограмм. В середине марта лук продают уже по 25 рублей. Сами торговцы говорят, что раньше боялись ухода покупателя к конкуренту, поэтому цены поднимали осторожно, а некоторым покупателям даже немного снижали. Сейчас, когда выбор у клиента сократился, цены поднимать можно смело.
Все происходящее объясняется заботой об интересах "русских" торговцев. В самом деле, зарплату им должны поднять. "Комсомолка" приводит в пример продавщицу Валентину с Тимирязевского рынка. Она работает жедневно по 12 - 13 часов в сутки, торгует мясом. Месячная зарплата - около 15 тысяч рублей. Живет в расположенном по соседству с рынком общежитии: за одно койко-место платит 2400 рублей в месяц. Разумеется, Валентина будет рада тому, что ее зарплату поднимут. Однако на ее месте готов оказаться далеко не каждый.
Продавщица рассказала об эксперименте, который поставили ее соседи по рынку, азербайджанцы. Для палатки с фруктами и овощами они искали русскую торговку. Платить обещали 30 тысяч рублей, но никого не нашли. По словам Валентины, русские на такой работе редко задерживаются больше пары дней.
Кстати, как отмечает "Комсомольская правда", если иностранцы непосредственно не стоят за прилавком, то опасаться репрессий чиновников им не стоит. Во всяком случае, в этом уверены оптимистичные иностранцы, которые пока еще работают в торговле. На своих местах должны остаться мясники, грузчики, экспедиторы - эту работу русские делать не хотят вовсе.
Провалилась и другая затея властей: московское правительство загодя пыталось привлечь россиян на московские рынки. Пару месяцев назад вступило в силу решение Юрия Лужкова о создании льготных условий для фермеров. Чиновники обязали руководителей рынков "забронировать" для фермеров 50% площадей и снизить арендные ставки. Однако россияне заняли лишь половину выделенных прилавков. Чтобы не держать рынки полупустыми, власти были вынуждены снять ограничение.
Неторопливость россиян понять можно, заключает КП. Оказывается, далеко не всем сельхозпроизводителям причитаются широко разрекламированные скидки. В частности, на Коптевском рынке среди торгующих картошкой, морковкой, свеклой и другими овощами нет ни одного настоящего фермера. Приезжие из Тамбовской области называют себя "колхозниками" - они выращивают овощи на приусадебном участке. Продавцы указывают на пустые павильоны - те, что забронированы именно для фермеров, которые не поспешили воспользоваться льготами.
По мнению директора Института микроэкономики Сергея Гальперина, ситуация с наступлением 1-го апреля только ухудшится, но не критически. Рынки с 1 апреля закроются вряд ли, но москвичам следует привыкать к мысли, что продуктов на прилавках будет меньше. Это автоматически вызовет рост цен. Причем стоимость товаров не снизится даже тогда, когда на рынки придут россияне. Зарплату "коренное население" будет получать существенно большую, чем нынешние торговцы, и вследствие этого цены автоматически поднимутся.