Журналистам удалось добыть рассказ выжившего мальчика, на чьих глазах праздник в минуту обернулся кошмаром - еще раз пережить страшные минуты было нужно по советам психологов. На суше в день крушения происходили не менее шокирующие события - о них поведала мама одного из погибших детей. По ее словам, она хочет, чтобы об этом узнало больше людей. "Если так много невинных пострадало, значит мир должен измениться", - убеждена она.
- Погибшие не знали главного: жилеты не нужно надевать в каютах
В данный момент идет подготовка к подъему затонувшего судна, которым займется генеральный подрядчик - "Подводречстрой", сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе МЧС. Водолазные работы продолжаются вблизи теплохода.
В Главном управлении МЧС по Татарстану сообщили, что погружения с целью обследования судна осуществляются совместно с 40-м институтом Минобороны. Проведены подготовка к резке леерных ограждений и герметизация корпуса корабля.
Из Геленджика к утру пятницы доставлены понтоны для подъема теплохода и два насоса для откачки воды. Также к месту происшествия следуют два спецкрана.
По последним данным официально признаны погибшими 114 человек - тело еще одной женщины было поднято в пятницу. Все, кроме одного, опознаны, сообщили в Минздраве Татарстана. 15 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести.
Как ранее сообщили в МЧС, в списке погибших при крушении речного судна пока значатся 27 детей. Также в списках погибших 66 женщин и 21 мужчина. Всего на борту теплохода были 208 человек, лишь 79 из них спасены - 29 женщин, 10 детей и 40 мужчин.
В детской комнате была страшная паника, спастись можно было через единственный иллюминатор
Рассказ одного из спасенных детей, 10-летнего Динара Абдурахманова, публикует в пятницу издание Life News. Он был единственным ребенком, спасшимся из детской комнаты, которого подобрал на месте крушения теплоход-спасатель "Арабелла".
Мальчик до сих пор находится в состоянии глубочайшего шока. О том, что произошло в музыкальном салоне "Булгарии", где были заперты до 50 детей, он рассказал по заданию психолога.
Динар вспоминает, что на детском празднике играла веселая музыка, проводились конкурсы, все смеялись. Но вдруг пол резко дернулся и закачались стены. Корабль резко накренился и огромный рояль со скрежетом покатился в сторону детей. Началась паника.
"Все начали кричать и плакать, - рассказывает мальчик, - я тоже заплакал, потому что не знал что делать, мне было очень страшно". Неожиданно в помещение ворвался мужчина, разбил окно и громко заорал: "Бегите быстрее, прыгайте в окно, корабль тонет!" Паника в салоне достигла предела. Перепуганные малыши бросились в открытую дверь всей гурьбой.
Динара спасло то, что он стоял рядом с иллюминатором, разбитым мужчиной. Вняв призыву, он сразу бросился в воду. Несколько лет назад папа научил его хорошо плавать, поэтому в воде он не растерялся, и отплыл на хорошее расстояние от воронки, образовавшейся на месте затопления теплохода.
Власти несколько часов скрывали масштаб ЧП и затягивали допуск к телам детей
Однако большинству детей спастись так и не удалось, и это стало самым шокирующим фактом катастрофы. "Русская служба новостей" поговорила с матерью Кирилла, который не дожил одного дня до своего пятилетия.
Мария Чернова рассказала, что долгое время власти пытались скрывать от родственников информацию о трагедии, а потом не пускали ее к телу сына, поскольку она была против его вскрытия. Зная, что по закону женщина имеет право на отказ, они всеми силами затягивали бюрократические процедуры, чтобы она уже не могла ни на что повлиять.
Мама погибшего ребенка говорит, что "Арабелла", доставившая в Казань основную часть спасенных, не сразу вошла в порт, а долго стояла при входе. Родственники, собравшиеся на берегу, были вынуждены ждать в неизвестности, пока выживших допросят.
Потом, по словам Марии, различные высокие начальники и министры стали успокаивать людей. Они уверяли, что все выжили, погибли только две женщины. А в шесть часов вечера поступила информация, что президент Медведев распорядился оказать срочную психологическую помощь пострадавшим и родственникам погибших. Только по этой информации, спустя долгих четыре часа после крушения люди, собравшиеся на пристани, стали догадываться, что им лгут о выживших.
Все ждали катеров, которые прибыли вслед за "Арабеллой". Но на катерах привезли всего двоих спасенных. Вывели мальчика и мужчину. "Мужчина был весь в слезах. С ними поговорить другим людям не дали, сразу увели", - рассказывает женщина.
По ее словам, правда о масштабе трагедии была известна сразу после катастрофы, в два часа дня. Марии Черновой, которая отправила в круиз сына вместе с родителями мужа, еще тогда позвонила подруга свекрови и сказала, что выжил только свекор. Но женщина до последнего отказывалась в это верить, поскольку власти успокаивали и питали ложными надеждами.
"Арабелла" пришла уже в десятом часу. Свекор Марии сошел на берег первым из пострадавших и подтвердил, что все умерли. Только тогда, спустя семь с лишним часов, родственники все же узнали страшную правду.
Он согласился дать интервью телевидению, рассказывал очень много, но в итоге показали лишь куцый кусок. "Когда он увидел, что показали из всего, он сказал: "Я больше никакого интервью давать не буду", - рассказывает мама погибшего мальчика.
По ее словам, в сюжет не вошли свидетельства свекра о том, какой кошмар творился во время крушения. Он говорил, что спасалась в основном команда, мужчины выталкивали из плотов женщин, да и вообще многие вели себя, как животные. Он также утверждал, что до "Булгарии" экипажу предлагали другой теплоход, но все отказались.
Судно потонуло за три минуты, сообщил мужчина. Он в это время дремал в каюте и узнал о происходящем от жены, которая побежала за внуком Кириллом, бывшим вместе со всеми детьми в игровой. "Она побежала туда, и больше не вернулась. Он уцепился за борт, потом его выбросило. Потом он видел двоих людей, нырял много, но так и не нашел их", - передает его слова Мария Чернова.
По ее оценке, все структуры, занятые последствиями катастрофы - МЧС, прокуратура, МВД, здравоохранение - "работают каждый на себя, боятся друг друга". "У них внутри своя ответственность, у них разные данные. Психологи - это пешки, которые делают то, что им сказали. Они врут", - говорит женщина.
Психологи, которых велел направить Медведев, были нужны лишь затем, чтобы помогать следить за порядком, а не работать с людьми, находящимися в состоянии глубочайшего шока. "Они для того, чтобы все было шито-крыто", - убеждена она.
В подтверждение своих слов она рассказывает, что многие люди с посттравматическим стрессовым расстройством вообще не реагировали и эмоционально не переживали - они были в таком глубоком потрясении, что уже не могли нормально реагировать. Именно с такими людьми должны были в первую очередь работать психологи. Но они вместо этого "группами набегали" на тех, кто плакал, хотя это и есть "нормальная эмоциональная реакция".
Тело сына Марии, как она говорит, подняли еще во вторник. Но, как она узнала, детей сначала направили на вскрытие, не спросив разрешения родственников. Тела отсылали "партиями", процесс был очень долгим. Транспортировка занимает два часа, затем тело должны "осмотреть, сфотографировать, сделать вскрытие, зафиксировать, фото предоставить".
"Когда стали поступать дети, родственники стали волноваться. Те, кто делали снимки, по-человечески стали выносить фотографии не вскрытых людей. Тут у них случилась накладка. Мой сын не был вскрыт. Я захотела его увидеть и забрать. Они, зная, что он не вскрыт, что я намереваюсь, чтобы его не вскрывали, затягивали нагло время. Конвой меня не пускал. Меня не пускали в морг!" - отчаянно рассказывает женщина.
По ее словам, следователь, некий Новиков, сразу сказал ей, что, если она воспрепятствует вскрытию, ей не дадут компенсации. "Мне сказали, что тело не покажут, пока я не пройду процедуру опознания со следователем, пока не заполню бланк. Этот бланк заполнялся очень долго. Я кричала: "Давайте быстрей, быстрей, его сейчас вскроют", а Новиков, не спеша, ставил галочки, приметы записывал. Он сообщил: "Тело уже вскрыто, успокойтесь, бороться незачем".
"Я знаю, что они преступили закон, что я главнее. Они не должны были вскрывать моего сына без моего согласия. Они не просили согласия. А несогласия не принимали. Я хочу просто, чтобы об этом больше людей узнало, чтобы мир изменился. Если мой сын умер, значит, мир должен измениться, значит, что-то не так, если так много невинных пострадало", - заключила она.
Пассажиры не знали главного, что могло спасти многих - жилеты не нужно надевать в каютах
К действиям экипажа остается много вопросов, и главный из них - все ли они сделали, чтобы помочь спасению пассажиров. Из 35 членов команды спаслись 23. В поисках ответа на эти вопросы с ними постоянно общаются журналисты. "Комсомольская правда" побеседовала со старшим электромехаником "Булгарии" 20-летним Василием Байрашевым.
Вкратце свое спасение он объясняет так - бежал, качнуло, упал, потерял сознание, очнулся уже в воде. Во время крушения он был в трюме около топливных цистерн и санитарных насосов, так как один из них за пять минут до аварии сломался.
"Резкий крен - я побежал в машинное отделение (оно тоже в трюме) и увидел, что там вода. Его уже затопило почти наполовину. Уже и свет гаснуть начал. Был выбор: либо я остаюсь там, пытаюсь обесточить приборы и уже вряд ли оттуда выхожу. Либо я еще кому-то помогаю. Я побежал наверх", - рассказывает спасшийся моряк.
Наверху он увидел капитана и его жену. Тот скорее всего понял, что сделать уже ничего нельзя, полагает Байрашев. "Капитан очень опытный был. По штату там много кому что положено по тревогам. Но в связи со скоростью потопления судна сделать это было невозможно", - говорит он.
В результате, по его словам, команде только и оставалось что "просто помогать, успокаивать, направлять, чтобы никто в каюты не заходил. Чтобы на палубу выходили. Пытались шлюпку спустить, но ее сорвало с места. Плоты попадали в воду, и на них спасались те, кто выплыл".
Со слов выживших членов экипажа газета составила таблицу - что должны были сделать по инструкции и что сделали. О том, что с обесточенного судна не смогли подать сигнал бедствия и общаться по громкой связи с пассажирами, уже много писали. В этих условиях оставалось единственное средство поднятия тревоги - рында, но бить в нее не стали, решив, что сигнала никто не поймет.
Что касается спасательного оборудования, то на "Булгарии" было две спасательных шлюпки на 25 мест каждая и четыре плота на 15 человек каждый - всего на 110 мест. На судне же, как известно, было 208 человек. Даже если бы все успели подняться, мест не хватило бы, подчеркивает издание.
Но самое главное - люди не знали, что спасательные жилеты надо надевать не в каюте, а хватать их и бежать наверх, откуда можно быстро спрыгнуть в воду. Помогать пассажирам разобраться со спасательными жилетами должна команда, в ее же обязанности входит обежать все палубы, чтобы никто не остался в каюте и без жилета.
Учитывая, что теплоход затонул стремительно, и связь на нем не работала, было конечно не до соблюдения всех правил, признает газета. Но если бы пассажиры знали об этом или кто-нибудь успел им подсказать, то драгоценные секунды могли бы спасти жизнь многим. А в итоге людей так и находили в запертых каютах и в жилетах.