Москва, февраль 2015 года
Moscow-Live
Участник оргкомитета акции, глава Красносельского округа Москвы Илья Яшин сообщил в Facebook, что 16 февраля в приемную мэра Сергея Собянина передадут письмо с просьбой не мешать людям возлагать цветы на месте убийства Немцова на Большом Москворецком мосту.

Предполагается, что возложение цветов будет проходить с 13 до 15 часов 27 февраля, а в 23:31 того же дня на месте убийства будет объявлена минута молчания. Яшин от имени организаторов траурных мероприятий пообещал, что участники акций будут стремиться соблюдать все требования, введенные в условиях пандемии.

Обращение подписали Яшин, председатель федерального комитета Либертарианской партии России Сергей Бойко, экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков, член правления московского "Мемориала" Сергей Давидис, главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов, председатель Фонда Бориса Немцова Владимир Кара-Мурза-младший, председатель партии "Яблоко" Николай Рыбаков и адвокат Вадим Прохоров.

Председатель Партии народной свободы ("Парнас") Михаил Касьянов, его заместитель Константин Мерзликин и сопредседатель московского отделения партии Михаил Шнейдер также подали в мэрию Москвы уведомление о проведении Марша памяти Бориса Немцова 27 февраля.

"Мы договорились с Касьяновым и Мерзликиным не давать подробной информации о заявленном количестве участников, месте сбора и маршруте до получения согласования", - сказал Шнейдер "Интерфаксу".

В партии решили подать уведомление об акции с учетом того, что заболеваемость коронавирусной инфекцией в столице снижается. Там допустили, что к концу февраля власти региона могут отменить ограничение на проведение массовых акций.

Если на заявку поступит отказ, оргкомитет марша соберется снова и обдумает дальнейшие шаги. "Думаю, что, скорее всего, мы будем подавать тогда еще одно уведомление после того, как ограничения в Москве будут сняты", - сказал Шнейдер.

Михаил Касьянов сообщил в Twitter, что цель акции 27 февраля - почтить память Немцова, выразить поддержку арестованному оппозиционному политику Алексею Навальному, потребовать освобождения его и всех политзаключенных, а также призвать власти провести свободные выборы.

В Челябинске "Марш Немцова" не разрешили из-за пандемии. Организаторы планируют оспорить этот отказ.

Убийство Бориса Немцова

Сопредседатель партии "Парнас", бывший губернатор Нижегородской области, бывший член Совета Федерации и экс-депутат Госдумы, а также бывший вице-премьер Борис Немцов был застрелен 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту, в непосредственной близости от Кремля. Убийца выпустил шесть пуль в спину Немцову, четыре из них достигли цели. Затем киллер скрылся на автомобиле сообщника. Немцов умер на месте от полученных ранений на глазах у своей спутницы - украинской модели Анны Дурицкой.

Расследование продолжалось более года. Следственный комитет заявил о его завершении в июне 2016-го. Материалы в отношении пяти подозреваемых были переданы в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд. Дело в отношении организаторов и заказчиков убийства было выделено в отдельное производство.

К рассмотрению уголовного дела суд приступил 3 октября 2016 года. По просьбе обвиняемых дело рассматривала коллегия присяжных. 29 июня присяжные признали всех пятерых подсудимых виновными и не заслуживающими снисхождения.

Наибольший срок в итоге получил уже бывший заместитель командира чеченского батальона "Север", входившего в состав внутренних войск МВД РФ, Заур Дадаев, которого суд признал исполнителем убийства. Его приговорили к 20 годам колонии строгого режима. Дадаев также лишен звания лейтенанта и государственной награды - Ордена Мужества. Также Московский окружной военный суд назначил ему штраф в 100 тыс. рублей, не найдя оснований для назначения ему ограничения свободы после отбывания наказания.

Анзору Губашеву суд назначил наказание в виде 19 лет. Его брат Шадид Губашев получил по решению суда 16 лет, Темирлан Эскерханов - 14 лет, Хамзат Бахаев - 11 лет колонии строгого режима. Все фигуранты оштрафованы на 100 тысяч рублей. Им назначено дополнительное наказание в виде двух лет ограничения свободы после отбытия основного срока.

Эскерханова суд лишил специального звания прапорщика полиции. В то же время при вынесении решения суд учел, что ранее фигуранты ни в чем предосудительном замечены не были, имеют положительные характеристики и малолетних детей.

Дочь убитого политика Жанна Немцова, общественные деятели и международное сообщество считают, что дело осталось нераскрытым. Жанна Немцова подчеркивала, что "следствие умудрилось даже не найти" Руслана Мухудинова, водителя бывшего командира осужденного Заура Дадаева Руслана Геремеева, которому предъявлено заочное обвинение в организации убийства Немцова.

Немцова отмечала, что следствие "практически достоверно" установило, что сам Геремеев, приближенный главы Чечни Рамзана Кадырова, был старшим в преступной группе, однако в розыск его не объявляли. Кроме того, "следствие и суд фантастически упорствовали в непризнании убийства политическим", говорила дочь Немцова. В июне 2018 года Следственный комитет России (СКР) совместно с ФСБ снова взялся за расследование убийства Немцова. Однако о каких-либо конкретных подвижках в деле не сообщалось.

Лишь в начале февраля 2019 года заместитель председателя СКР Игорь Краснов рассказал о неких успехах в поиске заказчика убийства Немцова, но заявил, что выносить их на суд общественности преждевременно. Он отметил, что информация может дойти до фигурантов расследования, а им не нужно "преподносить все тонкости нашей работы на блюдечке с голубой каемочкой".

Между тем комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по юридическим вопросам и правам человека призвал власти России продолжить расследование убийства, поскольку полная правда о нем не была раскрыта. Так, российское следствие не смогло найти и приобщить к делу возможные видеодоказательства, включая данные Федеральной службы охраны (ФСО), которая отвечает за безопасность Кремля, и не допросило свидетелей, появившихся на мосту после убийства. Также существуют несоответствия в судебно-медицинской экспертизе, касающиеся обнаруженных пуль и гильз, а также ранений, полученных Немцовым.

Кроме того, существуют несоответствия и противоречия в показаниях свидетелей, а при проведении судебного разбирательства был допущен ряд нарушений. Мотив же вероятного заказчика убийства Руслана Мухудинова, по данным ПАСЕ, "не подтверждается никакими доказательствами". А председатель СК РФ Александр Бастрыкин и заместитель генпрокурора Виктор Грин несут персональную ответственность за следственное фиаско и неубедительность официальной версии.