Причиной попытки нападения стало намерение осетин отомстить за крупный теракт, совершенный утром 9 сентября. Тогда террорист-смертник взорвал начиненную взрывчаткой машину рядом со входом на Центральный рынок Владикавказа. В результате теракта погибли 17 человек, ранения получил 191 человек.
В ходе расследования сразу появился ингушский след. В день теракта были арестованы трое подозреваемых в причастности к взрыву. В том числе милиционеры задержали бывшего владельца взорванного автомобиля - жителя ингушского поселка Экажево. Он рассказал, что продал автомобиль накануне теракта одному из односельчан, выписав доверенность на фамилию Арчаков. Однако следователи выяснили, что Магомед Арчаков погиб в начале этого года от удара электрическим током во время работы на электростанции. Личность террориста пока не установлена.
- За информацию об организаторах теракта объявлено вознаграждение
- Составлен фоторобот террориста-смертника
Накануне днем около 300 молодых осетин сначала прошли с националистическими лозунгами "Осетия, вперед!" по центральным улицам Владикавказа, а затем отправились громить ингушей в Карцу. Участников акции остановили ОМОН и войска. Как стало известно "Коммерсанту", решение о митинге было принято в минувшую субботу во время несанкционированного пикета у здания правительства Северной Осетии. Студенты нескольких крупных осетинских вузов, как и было условлено, в понедельник встретились у Горского сельхозинститута на улице Кирова. Митингующие требовали закрыть доступ террористам в Северную Осетию и изгнать из республики пособников террористов.
По данным СМИ, решение разобраться с ингушами возникло стихийно. Поселок Карца не в первый раз становится объектом, на который направлен гнев осетин. Причиной этого является тот факт, что выходцы из Карцы были осуждены за теракт на Центральном рынке Владикавказа в апреле 2002 года, в результате которого погибли 10 человек, еще 40 были ранены. В сентябре 2004 года после захвата террористами школы в Беслане разгоряченные осетины так же попытались разобраться с ингушами в Карце. До побоища дело не дошло, и в тот раз толпу остановила милиция.
В 1992 году поселок Карца был разгромлен во время осетино-ингушского конфликта. В 1998 году земли рядом с поселком республиканские власти отдали под поселение для выходцев из Южной Осетии, чем еще более осложнили положение ингушей.
Как сообщает "Коммерсант", в понедельник власти сделали все, чтобы не допустить бойни. Идущих по городу участников акции сопровождали несколько патрульных машин. Рядом с Карцей осетин встретили усиленные наряды милиции, на место также прибыли "КамАЗы" с военными и два БТР. Как сообщает местный сайт "15-й регион", успокаивали молодых людей зампредседателя парламента реуспублики Азамат Хадиков, министр внутренних дел республики Артур Ахметханов, замминистра внутренних дел Сослан Сикоев. Они призвали молодых людей не нагнетать ситуацию, потому что "именно этого добивались те люди, которые организовали теракт против мирных жителей республики".
В итоге стороны договорились обсудить создавшееся положение через три дня, когда инициативную группу обещал принять генерал Ахметханов и доложить о предпринятых мерах безопасности по недопущению террористов из Ингушетии. В самой Ингушетии уверены, что за попытками напасть на ингушский поселок Карца стоят провокаторы, целью которых является дестабилизация обстановки.
Как выяснил "Коммерсант", если власти не смогут договориться с участниками акции, то она может повториться, причем в более жесткой форме. Выяснилось, что поддержать жителей Владикавказа готовы жители Южной Осетии. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты даже выступил со специальным обращением к гражданам не поддаваться на провокации.
Напомним, в день теракта президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров выразил соболезнования своему осетинскому коллеге Таймуразу Мамсурову, подчеркнув, что чудовищное преступление направлено не только на дестабилизацию обстановки в регионе, но и на разжигание межнациональной розни.
Как написал в своем блоге пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов, узнав о попытке погрома в Карце, "обвинять ингушей в теракте во Владикавказе, то же самое, что обвинять осетин в терактах, которые произошли в Назрани". Как уверен пресс-секретарь главы республики, "тот, кто огульно обвиняет всех ингушей, либо поддается на провокации, либо намеренно совершает желаемое. Ибо ингуши, как никто, знают, как на них отражается любое ЧП в Осетии".