Первые сутки после задержания подозреваемых в подрыве "Невского экспресса" анархистов Андрея Каленова (фото сверху) и Дениса Зеленюка не кормили
Fontanka.ru
Первые сутки после задержания подозреваемых в подрыве "Невского экспресса" анархистов Андрея Каленова и Дениса Зеленюка не кормили. Об этом в пятницу рассказал освобожденный из новгородского СИЗО Андрей Каленов, передает "Росбалт". Накануне питерского анархиста Каленова выпустили под подписку о невыезде.

"На следующий день я отказался от пищи и приступил к сухой голодовке, о чем письменно уведомил администрацию СИЗО на третий день, после суда, когда у меня появилась ручка. Я голодал против моего безосновательного задержания", - заявил Каленов.

- Адвокат Каленова не удовлетворен ходом расследования

Каленов проголодал девять суток. При этом сотрудники СИЗО угрожали ему насильным кормлением, однако эти угрозы так и не были воплощены. В конце концов Каленову стали угрожать одиночкой, и он, отчасти из-за того, что следствие по его делу сдвинулось с мертвой точки, а отчасти оттого, что не хотел оставлять товарища в одиночестве, голодовку прекратил.

"Не все допросы велись с соблюдением процессуальных норм. Нам задавали уйму наводящих вопросов, при этом на нас оказывалось психологическое давление, а также нам угрожали давлением физическим", - заявил Каленов.

Он рассказал о том, что вопросы, касающиеся подрыва поезда, следователи задавали задержанным всего два раза на протяжении первых трех дней ареста. "О подрыве поезда нас с Денисом Зеленюком спрашивали только первые три дня, а потом пошли отвлеченные вопросы", - заявил на пресс-конференции в Петербурге Каленов, передает "Фонтанка.ру".

После этого их вызывали на допросы редко, и в основном допросы были посвящены политической деятельности и знакомствам подозреваемых.

"Задержали нас в четверг, а уже к воскресенью все вопросы о поезде прекратились и начались расспросы о товарищах, деятельности, политических взглядах, и так далее", - сказал он. По словам Каленова, "это в очередной раз доказало неправомерность нашего задержания". "На следующий день после задержания нас с Зеленюком почти освободили - выдали справки об освобождении и копии постановлений об освобождении, - но личных вещей не вернули, - отметил он. - Поэтому нам пришлось задержаться, а в это время кто-то позвонил человеку, который вел наше дело, и нас опять отправили в камеру новгородского СИЗО".

Кроме того, Каленов заявил, что сначала следователи пользовались его незнанием результатов обыска в квартире и утверждали, что в его квартире найдена взрывчатка.

"Однако во время заседания суда, посвященного изменению меры пресечения на подписку о невыезде, следователь подтвердил, что в моей квартире не найдено ничего криминального", - отметил освобожденный.

После освобождения из СИЗО в четверг под подписку о невыезде Каленову не вернули часть вещей, которые были у него при задержании. В частности, пропал кошелек с 1000 рублей. Каленов объяснил потерю вещей тем, что их перечень при задержании составлялся милиционерами без его участия и подписан Каленовым не был.

Свое состояние после освобождения Каленов описал, как "средненькое", напомнив, что в июне этого года он пережил клещевой энцефалит и отек мозга. Про своего друга и сокамерника - Дениса Зеленюка, которого сразу по прибытии в город забрали домой родители - он высказался так: "Денис физически крепок, но сильно подавлен".

Адвокат Каленова не удовлетворен ходом расследования

Адвокат Каленова Ренат Гусманов не удовлетворен ходом расследования. "Решение освободить Каленова правильно, но не совсем, так как подписка о невыезде как мера пресечения не отменяет уголовного преследования. Мой подзащитный абсолютно непричастен к теракту, и мы будем добиваться прекращения его уголовного преследования", - заявил Гусманов.

По словам Гусманова, после прекращения преследования будет решен вопрос о подаче иска о возмещении морального и физического вреда.

Также Гусманов отметил, что освобождению Каленова и Дениса Зеленюка поспособствовали два факта. Во-первых, у обоих подтвердилось железное алиби, а во-вторых, адвокаты подали ходатайство в Генеральную прокуратуру РФ.

Напомним, скорый поезд 166 сообщением Москва-Санкт-Петербург потерпел аварию на перегоне между новгородским городом Малая Вишера и станцией Бурга ОктЖД 13 августа около 22:00 по московскому времени. В результате чрезвычайного происшествия пострадали 60 человек, 30 человек были госпитализированы, жертв не было.

По предварительным данным, причиной аварии стало заложенное на путях самодельное взрывное устройство мощностью около двух килограммов тротила. По факту крушения поезда возбуждено уголовное дело по статье 205 УК РФ (терроризм).

По подозрению в причастности к теракту сотрудники правоохранительных органов 16 августа задержали жителей Санкт-Петербурга Андрея Каленова и Дениса Зеленюка. Их задержали в Малой Вишере - на станции, рядом с которой был взорван поезд "Невский экспресс". По мнению оперативников, подозреваемые анархисты хотели посмотреть на место взрыва. По некоторым данным, при задержании на анархистах были маскировочные костюмы, в рюкзаках - лопатки.

По версии самих задержанных, на железнодорожной станции в Малой Вишере они пересаживались на электричку, идущую в Ярославль. Всего были арестованы трое: петербуржцы Каленов, Зеленюк и 25-летний Хасан Дидигов. В результате проведенных обысков у Каленова были изъяты некие взрывоопасные предметы.