"Коммерсант" отмечает, что подписанное в Москве межправительственное соглашение было необходимо только для того, чтобы официально вступил в силу уже заключенный ранее контракт "Газпрома" и CNPC по восточному маршруту (газопровод "Сила Сибири"). Также компании подписали техническое допсоглашение к основному контракту, но вопрос о ставках по авансу, который, по данным источников газеты, тормозит все переговоры с Китаем, остается открытым.
Российско-китайское соглашение будет действовать на протяжении долгих 40 лет. При этом в договоре много "тонкостей", отмечает "Московский комсомолец". Например, до сих пор неизвестна цена, по который наша страна будет поставлять Китаю газ. И неизвестна она, вероятно, потому что до сих пор не определена. Китайцы - сложные переговорщики, отмечает газета.
Все эти "тонкие" моменты, по мнению издания, возможно, объясняются тем, что в условиях западных санкций против России наш восточный сосед выторговывает себе наиболее выгодные условия. И Россия идет на значительные уступки Китаю. Но публично в Белом доме эти вопросы не поднимались вовсе.
"МК" также отмечает, что переговоры о поставках российского газа в Китай по "западному маршруту" зависли. Стороны рассчитывали уладить все вопросы уже в ноябре. Теперь Дмитрий Медведев выражает надежду, что договорятся хотя бы в следующем году. При этом он отказывается комментировать какие-либо коммерческие условия будущего контракта.
"Нам бы хотелось, чтобы договорились в следующем году, - цитирует слова премьера РФ "Коммерсант". - Но сейчас нет смысла привязываться к каким-то датам". При этом еще в сентябре глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что монополия готова подписать с CNPC контракт о поставках газа по западному маршруту в ноябре. Об этом же говорил министр энергетики Александр Новак. Таким образом, надежды России на быстрое продвижение давно буксующих проектов с Китаем не оправдались. Вчера Алексей Миллер уже лишь отмечал, что "минимум еще один шаг в этом году сделаем", отмечает газета.
При этом Миллер подтвердил, что "Газпром" готов отказаться от проекта "Владивосток СПГ" в пользу поставок трубопроводного газа в Китай, подчеркнув, что "это может быть полной альтернативой". Речь идет о дополнительных поставках 15 млрд кубометров газа в год с возможным наращиванием объемов с учетом роста добычи на Сахалине. Таким образом, монополия может существенно изменить свою Восточную газовую программу, куда входил "Владивосток СПГ", и отказаться от планов по расширению присутствия на мировом рынке сжиженного газа. До сих пор желание получить на нем долю в 15%, диверсифицировав поставки, называлось в числе основных приоритетов "Газпрома". Но в начале октября Алексей Миллер уже отмечал, что "стратегия на диверсификацию способов доставки газа не работает", поскольку доля СПГ на мировом рынке достигла 30% и больше не растет.
Позиция "Газпрома" может быть связана с тем, что в текущей ситуации почти невозможно привлечь финансирование под проект во Владивостоке, говорит глава подразделения СПГ в ICIS Heren Роман Казьмин. Он добавляет, что монополия рассчитывала использовать американскую технологию сжижения, доступ к которой сейчас под угрозой из-за санкций. Поставка сахалинского газа по газопроводу "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" потребует гораздо меньших вложений, признает эксперт. В то же время, по его мнению, отказ от завода во Владивостоке увеличивает риски "Газпрома". "СПГ обеспечивал бы гибкие объемы, а труба означает безальтернативного покупателя, которому будет легче вести переговоры по цене", - заключает Казьмин.
Между тем китайский премьер Ли Кэцян вчера в интервью телеканалу "Россия 24" сообщил, что "принято решение по организации СП Китая и России по созданию СПГ". Что он именно имел в виду, выяснить не удалось. По мнению "Коммерсанта", теоретически Кэцян мог говорить об уже имеющейся у CNPC доле в проекте "Ямал СПГ" (НОВАТЭКу принадлежит 60%, CNPC и французской Total - по 20%). Однако в "Газпроме", "Роснефти" и НОВАТЭКе официально ситуацию не комментируют.
"Сила Сибири" - проект газопровода из Восточной Сибири на Дальний Восток. Ответвления от газопровода в районе Благовещенска и Дальнереченска должны обеспечить поставки природного газа в Китай. Протяженность газопровода оценивается в около 4000 км, производительность - 61 млрд куб. м газа в год. Ресурсная база - Чаяндинское и Ковыктинское месторождения.
Проект строительства "Силы Сибири" напрямую зависел от подписания контракта "Газпрома" с китайской CNPC на поставки газа. Переговоры между РФ и КНР продолжались 10 лет. В итоге контракт был подписан в мае 2014 года сроком на 30 лет. Общая сумма договора составляет 400 млрд долларов. Контракт предусматривает экспорт в Китай 38 млрд куб. м российского газа в год.
Сделка с Китаем расценивается как политический и экономический ответ РФ на санкции Евросоюза и США, последовавшие после присоединения Россией Крыма. О том, что Кремль надеется усилить стратегические связи с восточным соседом, чтобы противостоять изоляции со стороны Запада, пишет и издание The Wall Street Journal.
"В соответствии с самой значительной договоренностью, китайские банки согласились открыть кредитные линии более чем на 4,5 млрд долларов российским банкам и компаниям, которые фактически вытеснены с западных рынков из-за санкций, введенных в связи с украинским кризисом", - говорится в статье, которую цитирует InoPressa. На фоне долговременного тупика в отношениях с Западом Москва устремляет взор на Китай как на альтернативный источник для финансов и бизнеса, отмечает WSJ.
Между тем аналитики сомневаются в доходности проекта газопровода, отмечая, что он сопряжен с высокими издержками и таит в себе не менее высокие риски. Так, оценки стоимости строительства разнятся от 55 млрд долларов до более 100 млрд долларов. При этом аналитики не исключают, что газ пойдет в Китай на китайских условиях, а "Газпрому" придется и торговать себе в убыток. В связи с этим проект называли заведомо нерентабельным и выгодным только подрядчикам - владельцам трубостроительных компаний, в частности, компании Аркадия Ротенберга "Стройгазмонтаж".