"Мы шаг за шагом пройдем путь, который прошло следствие, после чего у вас не останется сомнений, чтобы ответить на вопрос "да, доказано", "да, виновен", - пообещала гособвинитель присяжным.
Первым в прениях выступал прокурор Борис Локтионов. После прерванной попытки удариться в воспоминания он обратил внимание коллегии присяжных на жестокость убийства. В Политковскую выстрелили пять раз, хотя достаточно было бы одного-двух выстрелов в голову или жизненно важные органы. "Остальные раны были не обязательны. Убийство было показательным - жертве хотели внушить ужас, причинить боль", - цитирует прокурора РАПСИ.
Локтионов предложил проанализировать показания главного свидетеля по делу - экс-главы ОПУ ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, который ранее пошел на сделку со следствием и был осужден за ведение слежки и соучастие в преступлении.
Гособвинитель назвал Павлюченкова человеком "неприятным, даже отталкивающим", но предположил, что оговаривать других обвиняемых - оказавшихся ныне на скамье подсудимых уроженца Чечни Лом-Али Гайтукаева, его племянников Рустама, Ибрагима и Джабраила Махмудовых и бывшего оперативника Сергея Хаджикурбанова - у экс-милиционера не было. Прокурор также напомнил, что жена Павлюченкова нашла у него в шкафу сумку, в которой были 137 тысяч долларов, и тот сказал ей, что это "грязные деньги, полученные от чеченцев".
Далее гособвинитель обратил внимание присяжных на данные биллинга звонков подсудимых, которые перезванивались, находясь неподалеку от дома Политковской, присутствие на орудии убийства волокон обивки их машины и показания свидетелей. "Отпечатков пальцев нет на месте преступления. Но их и не должно там быть - убийство тщательно готовилось и убийца не дурак, чтобы оставить там следы", - заявил Локтионов.
Прения несколько раз прерывались на выяснение отношений между участниками протеста. В частности, скандалили адвокаты и судебные приставы, обеспечивавшие порядок в зале. Судья также упрекнул защитников в том, что те ведут себя "вольготно" и "ерничают".
А корреспондент "Эха Москвы" утверждает, что прокурор публично назвал "козлом" адвоката подсудимых. Присяжным же Борис Локтионов советовал при вынесении вердикта иметь в виду, что "совесть - понятие хорошее, но абстрактное". После завершения выступления гособвинителей слово перейдет к адвокатам.
Напомним, обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская была убита 7 октября 2006 года в подъезде своего дома в Москве. Организаторы и заказчики убийства не были установлены. Гайтукаев, трое братьев Махмудовых и Хаджикурбанов обвинены в непосредственном исполнении преступления.
По версии следствия, Лом-Али Гайтукаев в 2006 году создал организованную группу, в которую вошли другие подсудимые. Они планировали убийство Политковской, приобрели оружие и привлекли для слежки Дмитрия Павлюченкова. Бывшего милиционера уже признали виновным в содействии организации убийства Политковской и приговорили к 11 годам колонии строгого режима. Родственники убитой сочли наказание чересчур мягким. Никто из пятерки нынешних подсудимых свою вину не признал.
Это уже третье рассмотрение дела. Во время первого на скамье подсудимых находились не все фигуранты, и дело закончилось оправдательным вердиктом, который, однако, был отменен Верховным судом РФ. Дело было отправлено на доследование, и на скамье подсудимых вместе с другими подсудимыми оказался задержанный предполагаемый киллер. Во время второго судебного разбирательства из коллегии вышло большинство присяжных, и она была распущена.