"Мы обязательно обжалуем данный приговор, так как еще на стадии судебного разбирательства заявляли, что готовы согласиться только с максимальным сроком наказания для Павлюченкова", - сообщила "Интерфаксу" адвокат Анна Ставицкая.
- Последнее слово Павлюченкова: его самого пытались убить
Обжаловать решение суда намерен и адвокат Павлюченкова Карен Нерсесян: "Считаю данный приговор незаконным и несправедливым. Суд должен был применить к Павлюченкову статью 63, которая подразумевает назначение условного наказания".
Если обжаловать приговор не удастся, то Нерсесян будет добиваться отмены наказания по состоянию здоровья его клиента: "Сейчас я буду подробно изучать этот вопрос и, конечно, обращусь с заявлением об освобождении Павлюченкова от наказания по состоянию здоровья". Павлюченков является инвалидом третьей группы. Если его не вытащить из тюрьмы, "то он будет медленно умирать", цитирует юриста ИТАР-ТАСС.
До судебного заседания обвиняемый находился под домашним арестом - после оглашения приговора его взяли под стражу. Как отмечает "Новая газета", перед судом обвиняемый чувствовал себя довольно вольготно: "Всех удивило, что Павлюченков, обвиняемый по тяжкой статье и находящийся под домашним арестом после сделки со следствием, спокойно разгуливает по коридорам рядом с потерпевшими безо всякого полицейского сопровождения, курит вместе с репортерами, общается, с кем хочет, и постоянно разговаривает по мобильному телефону, что категорически запрещено "домашним арестантам".
"Срок исчисления наказания Павлюченкову считать с 23 августа 2011 года", - постановил судья Александр Замашнюк. Таким образом, в колонии подсудимый проведет девять лет и восемь месяцев, а уже через шесть лет сможет подать прошение об условно-досрочном освобождении.
Сделка со следствием спасла Павлюченкова от строгости закона
Максимальная мера наказания обвиняемому не грозила, так как он на стадии следствия успел заключить досудебное соглашение. Из-за этой сделки судья не может назначить ему более двух третей от максимальной санкции. Кроме того, судья принял во внимание наличие у экс-милиционера благодарностей и медалей, в том числе "За доблесть в службе".
"Не хочется сейчас особо комментировать срок заключения. Не так важно, к 11-ти ли годам, или к 12-ти приговорили бы Павлюченкова. Другой вопрос, что этот приговор фактически сделал легитимной сделку со следствием и лишил возможности узнать имя заказчика", - прокомментировал решение суда шеф-редактор "Новой газеты" Сергей Соколов.
Однако адвокат потерпевших уверена, что условия соглашения с органами правопорядка Павлюченков не выполнил. "Мы обязательно обжалуем и особый порядок рассмотрения дела, так как в суде заявили, что не согласны с ним, и считаем, что Павлюченков не выполнил условия досудебного соглашения, в частности, он не назвал имя заказчика и не раскрыл подробно свою роль в данном преступлении", - отметила Ставицкая.
Обжаловать сумму компенсации дети Анны Политковской Илья и Вера не намерены. "Жизнь человека не измеришь деньгами. Суд оценил жизнь нашей матери в 3 миллиона рублей. Мы это принимаем", - отметил сын погибшей. Ранее родственники журналистки требовали 10 миллионов рублей.
"Справедливость сегодня случилась, не в полном объеме, но случилась", - прокомментировал Илья Политковский приговор экс-милиционеру.
СК не согласен: Павлюченков назвал заказчиков
Представитель Следственного комитета Владимир Маркин поспорил с точкой зрения адвокатов и шеф-редактора "Новой газеты". "Павлюченков выполнил и обязательства в части оглашения имен известных ему заказчиков убийства. А именно, он дал показания о том, что со слов Гайдукаева ему известно, что заказчиками убийства Политковской являются Закаев и Березовский", - заявил представитель ведомства.
При этом оснований не верить обвиняемому у правоохранителей нет, уверен Маркин: "Павлюченков подтвердил свои показания во время очной ставки с Хаджикурбановым, где последний полностью отрицал свою причастность к убийству. По видеозаписи этой очной ставки была назначена и проведена психолого-лингвистическая экспертиза, в соответствии с заключением которой Павлюченков, в отличие от Хаджикурбанова, говорит правду".
Обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская была убита 7 октября 2006 года в подъезде своего дома на Лесной улице. В нее было произведено пять выстрелов. После этого киллер вышел из подъезда и, сев в ожидавший его ВАЗ-21043 у метро "Новослободская", вместе с соучастниками скрылся.
Бывшему сотруднику ГУВД Москвы Дмитрию Павлюченкову было предъявлено обвинение в убийстве в составе группы и незаконном хранении оружия. Дело слушалось в особом порядке, так как он признал свою вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве.
По данным следствия, летом 2006 года Лом-Али Гайтукаев по заказу неустановленного следствием лица за вознаграждение организовал преступную группу с целью совершения убийства Политковской. В ее состав вошли его знакомые: руководитель оперативного подразделения ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков, бывший оперативный сотрудник милиции Сергей Хаджикурбанов и трое братьев Махмудовых.
"В качестве вознаграждения участникам преступной группы Гайтукаев передал Павлюченкову 150 тыс долларов. Роль Павлюченкова заключалась в установлении местонахождения Политковской, распорядка ее дня и маршрутов передвижения. Павлюченков, используя должностное положение руководителя оперативного подразделения, привлек для негласного наблюдения за журналистом подчиненных сотрудников и передавал полученную информацию Гайтукаеву", - сообщили ранее в Генпрокуратуре.
По указанию Гайтукаева Павлюченков приобрел пистолет с глушителем и передал его исполнителю убийства. Расследование в отношении остальных фигурантов завершено, сейчас они знакомятся с материалами дела. Уголовное дело в отношении заказчиков выделено в отдельное производство.
Всего в деле об убийстве Политковской пять фигурантов, не считая Павлюченкова: братья Рустам, Ибрагим и Джабраил Махмудовы, Сергей Хаджикурбанов и Лом-Али Гайтукаев.
Адвокаты остальных фигурантов уверены, что приговор Павлюченкову не повлияет на решения по делу их клиентов. "Суд присяжных обладает такой спецификой, что там судебные решения по конкретному делу непосредственно не влияют на мнение коллегии, только косвенное влияние может быть. Шанс остается очень хороший", - рассказал адвокат Алексей Михальчик.