По его словам, накануне Михаилу Ходорковскому было вручено официальное извещение о возбуждении нового уголовного дела. "Вчера в следственном изоляторе Ходорковского и Лебедева уведомили о том, что в отношении их ведется следствие по делу, возбужденному по статье 174.1 УК РФ ("легализация денежных средств, полученных преступным путем")", - сказал Падва.
Признав, что для защиты и подсудимых это известие стало неожиданным, Падва отметил, что пока сложно говорить о том, какие действия будут предприняты адвокатами в связи с новым расследованием, сообщает "Интерфакс".
"Пока никаких следственных действий с моим подзащитным в рамках этого уголовного дела в присутствии адвокатов не проводилось", - сообщил Падва.
В Генеральной прокуратуре России подтвердили факт возбуждения уголовного дела в отношении экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского и руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева.
"2 декабря прошлого года было возбуждено уголовное дело по ст. 174 прим. ч.3 УК РФ (легализация денежных средств) в отношении Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и ряда других лиц", - заявил "Интерфаксу" в пятницу официальный представитель Генпрокуратуры РФ.
По его словам, Ходорковский, Лебедев и другие подозреваются в легализации, по предварительным данным, 10,6 млн долларов США.
"Следственные действия в рамках возбужденного дела с участием Ходорковского и других пока не проводились. Обвинение по этому делу никому не предъявлялось", - отметил представитель Генпрокуратуры.
Статья 174 прим. ч. 3 УК РФ - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступления группой лиц по предварительному сговору - предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Ранее Михаилу Ходорковскому, а также проходящему по "делу Ходорковского-Лебедева-Крайнова" главе МФО МЕНАТЕП Платону Лебедеву были предъявлены обвинения по семи статьям УК РФ, в частности, в хищении в особо крупных размерах, в уклонении от уплаты налогов, в подделке документов и в неисполнении решения суда.
Напомним, что теперь самый известный российский заключенный Михаил Ходорковский больше не бизнесмен. В среду 12 января один из адвокатов Ходорковского в перерыве процесса в Мещанском суде заявил, что его подзащитный передал своему давнему партнеру и крупнейшему акционеру ЮКОСа Леониду Невзлину 60% своих акций Group Menatep.
"После продажи "Юганскнефтегаза" я избавлен от ответственности за оставшийся бизнес и деньги группы вообще. Все. Точка. Свое будущее я, как и раньше, вижу в общественной деятельности по построению гражданского общества в России", - пояснил "Интерфаксу" мотивы своих действий Ходорковский.
Отметим, что специальное трастовое соглашение Group Menatep предусматривает, что в случае неспособности Михаила Ходорковского действовать в роли бенефициария (например, вследствие его заключения, похищения, влияния на принятие им решений против его воли, и т.д.) или его смерти, право голоса передается другому бенефициарию, который также является одним из акционеров Group Menatep и был заранее назначен Михаилом Ходорковским.
Human Rights Watch: дело Ходорковского - избирательное использование уголовного преследования
Ситуация с правами человека в России значительно ухудшилась, утверждает международная правозащитная организация Human Rights Watch в своем докладе, опубликованном 13 января на сайте организации. В документе указано, что за последние четыре года Россия не только не решила давно существующие проблемы в этой области, но и утратила ряд завоеваний эпохи гласности.
В частности, Human Rights Watch подчеркнула, что исполнительная власть стремится усилить свое влияние на судебную систему. Кремль избирательно применяет власть закона, чтобы расправиться с неугодными лицами - например, с экс-главой нефтяной компании ЮКОС Михаилом Ходорковским.
"Избирательное использование уголовного преследования против тех, кого в Кремле считают своими оппонентами (как в случае с делом Ходорковского), а также в отношении ученых, сотрудничающих с иностранцами по чувствительным проблемам, выливалось в значительное давление на суды различного уровня", - говорится в докладе. В качестве примера приводятся также дела Игоря Сутягина и Валентина Данилова.