Савеловский суд Москвы, который лишь в понедельник утром начал рассматривать по существу иск оппозиционных политиков Бориса Немцова, Владимира Рыжкова и Владимира Милова к премьеру Владимиру Путину
pravo.ru
Савеловский суд Москвы, который лишь в понедельник утром начал рассматривать по существу иск оппозиционных политиков Бориса Немцова, Владимира Рыжкова и Владимира Милова к премьеру Владимиру Путину, уже вечером принял решение. Как передает "Интерфакс", судья Татьяна Адамова отказалась удовлетворить иск о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации в миллион рублей.

Судья огласила только резолютивную часть решения, мотивы, по которым оно было принято, будут изложены в полной версии постановлении суда, которая, согласно закону, должна быть изготовлена в течение нескольких дней.

Защита Путина принесла фото Немцова из "Компромата.Ru". Но Путин говорил вовсе не о Немцове

Показательна позиция представителя ответчика Елены Забраловой. Вкратце их можно свести к трем позициям.

Во-первых, Путин имел право использовать такие оценки против оппозиционеров: это было его личное мнение.

Во-вторых, Путин мог говорить вовсе не о Борисе Немцове и о других истцах.

В-третьих, на разных фотографиях в интернете Немцов запечатлен вместе с Борисом Березовским.

При этом никаких иных доказательств о краже миллионов Забралова не предоставила.

Забралова в ходе слушаний в понедельник заявила, что исковые требования сформулированы некорректно и не соответствуют требованиям закона. "Высказывание действительно прозвучало. Задача телепрограммы была в том, чтобы выяснить личное мнение Путина на многие проблемы", - сказала она.

"С учетом позиции Евросуда и нашей судебной практики мы полагаем, что ответчик имел право высказаться о том, к чему есть общественный интерес", - сказала Забралова.

По словам юриста, "в той форме, в которой предлагают истцы, не должно быть препятствий, чтобы высказывать свое мнение".

Как сказала адвокат, при политической дискуссии права оппонентов могут нарушаться. "Если истцы определяют себя как политические деятели, они должны проявлять большую терпимость к тому, что о них говорят", - добавила Забралова.

Она заявила, что предел критики в отношении к тем, кто занимается политической деятельностью, шире, а "фразы, которые были высказаны - оценочные суждения".

"Предваряя ответы на вопросы, Путин сказал, что он выбрал общие вопросы. Таким образом, он не являлся автором вопроса, а в его ответе фамилий не прозвучало", - сказала Забралова.

На уточняющий вопрос, имел ли Путин в виду в своем высказывании Бориса Немцова и других истцов, Забралова ответила уклончиво: "Он имел в виду определенную группу. Я не имею права выходить за пределы фразы". "Исходя из текста, я думаю, что он говорил о политических деятелях", - добавила адвокат. Напомним, что фразе об "ураганивших" предшествовал вопрос: "Чего на самом деле хотят Немцов, Милов, Рыжков и другие?"

По ее словам, деятельность истцов освещается в СМИ, поэтому каждый может сформировать свое суждение. Защитница заявила, что Европейский суд считает, что основой для мнения может служить газетная публикация. По ее словам, "статьи в СМИ позволили бы любому лицу сформировать свое суждение".

"Цель подачи иска - не защита доброго имени. Истцы используют суд как трибуну, это очевидно", - добавила Забралова.

Среди доказательств, подтверждающих позицию ответчиков, к материалам были приобщены распечатанная статья портала Wikipedia о предпринимателе Борисе Березовском (прим. NEWSru.com: Немцов, Милов и Рыжков в ней не упоминаются ни единым словом), публикация сайта "Компромат.Ru" и совместные фотографии Немцова и Березовского. Подборку, по словам Забраловой, делала она сама.

Как сообщает Право.Ru, представитель Путина также просила суд приобщить к материалам статьи из "Коммерсанта", "Московского комсомольца", "Новой газеты" о связях Немцова с международной преступностью. По поводу Милова Забралова просила учесть статью, в которой говорилось, что он "кормился в ЮКОСе, а теперь ему кормиться негде" (Прим. NEWSru.com: это слова журналиста Михаила Леонтьева).

По словам Забраловой, нет также никаких доказательств, что истцам был нанесен моральный вред. Кроме того, по ее мнению исковые требования "сформулированы некорректно, а оспариваемые фразы вырваны из контекста".

В свою очередь, Немцов потребовал у Забраловой предъявить в отношении него "хотя бы одно решение суда или уголовное дело", назвав указанные материалы СМИ "озвученной грязью". В ответ представитель Путина сослалась на европейскую практику, согласно которой "никаких решений суда не нужно, достаточно публикаций в СМИ".

В свою очередь, представитель ВГТРК Зоя Матвиевская заявила следующее: "Была сказана общая фраза, не индивидуализированная. Из контекста вырвано предложение, которое имеет отношение к неопределенному кругу лиц".

Она отметила, что "предъявление иска к ВГТРК - это злоупотребление гражданскими правами", поскольку телеканал не должен нести ответственность за то, что сказано в прямом эфире.

Комментируя слова Забраловой, Немцов заявил, что "удивлен, что для обоснования позиции используется интернет-мусор".

"Мы будем обжаловать, мы дойдем до Евросуда. Я не исключаю, что мы подадим подобные заявления в суды тех европейских стран, где транслировалось выступление Путина", - сказал Борис Немцов.

Сторона же ответчика высказала удовлетворение решением суда. "Я с удовлетворением восприняла решение суда. Полагаю, что суд согласился с нашей позицией и принял все наши аргументы", - сказала Елена Забралова по окончании заседания.

Напомним, 16 декабря 2010 года премьер Путин в ходе "прямой линии" на телеканале "Россия 1" обвинил оппозиционеров, что они вместе с Березовским украли у России миллиарды. Отвечая на вопрос, чего хотят Немцов, Рыжков и Милов, Путин завил: "Денег и власти. Чего они еще хотят?". Премьер также пояснил: "В свое время они поураганили, в 90-х годах, утащили вместе с Березовскими и теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, о которых мы сегодня вспоминали, немало миллиардов". "Но думаю, что, если мы позволим им это сделать, они отдельными миллиардами уже не ограничатся - всю Россию уже распродадут", - сказал глава правительства.

На заседании в понедельник судья Татьяна Адамова поинтересовалась у сторон, не хотят ли они заключить дело миром, на что ответчики дали отрицательный ответ. В свою очередь Немцов заявил, что не против заключения мирового соглашения, но только при условии, что в суд придет непосредственный ответчик по гражданскому делу - премьер-министр РФ.