14 февраля суд, как и планировалось, приступил к рассмотрению по существу иска Немцова, Милова и Рыжкова о защите чести и достоинства, а также компенсации 1 миллиона рублей, ответчиком по которому является Владимир Путин, передает РИА "Новости".
Напомним, поводом для судебного разбирательства послужило заявление премьера в ходе "прямой линии" 16 декабря 2010 года о хищении миллиардов в 1990-е годы и причастности к этому нынешних оппозиционеров. Иск к главе правительства был подан в конце декабря тремя сопредседателями пока не зарегистрированной партии Народной свободы Борисом Немцовым, Владимиром Миловым и Владимиром Рыжковым.
Как заявил Немцов, обосновывая причину подачи иска, премьер в ходе "прямой линии" обвинил оппозиционеров, что они вместе с Березовским украли у России миллиарды. "Это является ложью и клеветой", - заявил Немцов. В итоге истцы попросили суд обязать Путина и телеканал "Россия 1", где шла трансляция "прямой линии", опровергнуть информацию и заплатить компенсацию.
Отвечая на вопрос, чего хотят Немцов, Рыжков и Милов, Путин завил: "Денег и власти. Чего они еще хотят?". Премьер также пояснил: "В свое время они поураганили, в 90-х годах, утащили вместе с Березовскими и теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, о которых мы сегодня вспоминали, немало миллиардов". "Но думаю, что, если мы позволим им это сделать, они отдельными миллиардами уже не ограничатся - всю Россию уже распродадут", - сказал глава правительства.
На заседании в понедельник судья Татьяна Адамова поинтересовалась у сторон, не хотят ли они заключить дело миром, на что ответчики дали отрицательный ответ. В свою очередь Немцов заявил, что не против заключения мирового соглашения, но только при условии, что в суд придет непосредственный ответчик по гражданскому делу - премьер-министр РФ. "Мы здесь проведем дебаты и разберемся, а потом разойдемся с миром", - пообещал Немцов.
Однако судья напомнила истцу, что закон не предусматривает стадию судебного процесса в виде дебатов, после чего продолжила рассматривать гражданское дело.
Отметим, что на предварительных слушаниях 3 февраля представитель премьер-министра Елена Забралова заявила, что, так как Конституция РФ гарантирует свободу слова и мысли, оценочные суждения Путина были в рамках закона. "То, что сказал Владимир Путин, было оценочным суждением, основанным на личном мнении об истцах как о политических фигурах. Публичное лицо должно выработать терпимость к критике и сдержанность", - заявил Забралова. Как отметила представитель премьера, исходя из практики Европейского суда, предел критики по отношению к публичному лицу шире, чем к частному.
Такие высказывания удивили адвоката Немцова Вадима Прохорова, который заметил, что именно с начала правления Владимира Путина про практику Европейского суда стали забывать все больше и больше. "Очень интересно услышать и слова про "свободу слова и мысли", - сказал адвокат. "Если Немцов в чем-то обвинил Лужкова, то суд приговаривает его выплатить за оскорбление, а здесь "публичное лицо должно выработать терпимость к критике и сдержанность", - добавил Прохоров, напоминая о проигранных Немцовым исках к Лужкову и его супруге Елене Батуриной.