Несмотря на то, что Медведев все более явно позиционирует себя как самостоятельную политическую фигуру, большинство аналитиков, в том числе и откровенно симпатизирующие ему, продолжают считать его "младшим партнером" в тандеме.
В последние несколько месяцев на счету президента прибавилось несколько заметных успехов, которые ослабили его соперников, но ему не хватает собственной политической опоры, которую следовало бы начать создавать еще два года назад, считает экономист Игорь Юргенс, чье мнение приводит The Financial Times.
- Медведева сравнили с "реформатором Горбачевым", а сторонников Путина - с "серыми костюмами из Политбюро"
- Борьба мнений: Медведев - преданный путинский ставленник или "диссидент во власти"?
- Оценивая предвыборный проект Путина, Медведев подколол его партию
Юргенс открыто поддерживает Медведева и возглавляет Институт современного развития (ИНСОР), опекаемый президентом. Но даже он считает, что глава государства упустил свой шанс на то, чтобы прийти к выборам 2012 года равным соперником Путину. Теперь он может баллотироваться лишь по воле премьера, а не по собственной, считает эксперт.
Газета также цитирует ректора московской Высшей экономической школы Сергея Гуриева. Он заметил, что Медведев в последнее время стремится создать "нечто типа параллельного правительства" - в такой роли выступает президентская комиссия по модернизации.
На заседаниях комиссии Медведев настойчиво добивается, чтобы министры выполняли его волю, но они хранят верность Путину и именно его, а не президента считают своим начальником. Как пишут авторы статьи, взаимоотношения Медведева с министрами ярко продемонстрировали пределы его власти - "а именно, что ему явно не разрешено увольнять министров, позволено лишь уменьшать их привилегии".
Одна из побед Медведева - свержение "ненавистного" Сечина. Но она может обернуться фиаско
По оценкам издания, несмотря на "почти всесильные" конституционные полномочия президента, при Медведеве вес Кремля намного снизился по сравнению с московским Белым домом. Одна из немногочисленных побед президента - отставка приближенного Путина, Игоря Сечина, с поста председателя совета директоров "Роснефти".
Как напоминает цитируемый изданием московский политолог Алексей Макаркин, Медведев в конце марта распорядился о том, чтобы все вице-премьеры и министры покинули советы директоров госкомпаний. Конечно, президент искал способ ослабить влияние этих лиц, большинство которых - назначенцы и верные сторонники Путина. Но по большому счету президент явно метил в "лидера силовиков" Сечина, считает специалист.
Большинство наблюдателей указывают: то, что Медведев и Сечин недолюбливают друг друга, видно невооруженным глазом: "Когда они появлялись вместе перед телекамерами (это случалось редко), отчетливо ощущалось презрение: даже жилы на шее вздувались", - пишут журналисты.
"Известно, что руководители "Роснефти" за спиной у президентских советников пренебрежительно называют их "бойскаутами". Так что, возможно, Медведев испытал особое удовлетворение от того, что вынудил Сечина покинуть его насиженное место в "Роснефти", - рассуждают они.
Однако, как заметил популярный российский блоггер, известный разоблачениями коррупционеров, Алексей Навальный, "блестящая идея" Медведева может обернуться фиаско. Самый вероятный преемник Сечина в "Роснефти" - вице-президент ВТБ Сергей Шишин, который, по слухам, близок к Сечину и Путину. "Какая разница, кто заседает в совете директоров, если голосует он все равно по указке?", - негодует Навальный.
Медведева сравнили с "реформатором Горбачевым", а сторонников Путина - с "серыми костюмами из Политбюро"
По мнению авторов статьи, стратегия Медведева чем-то напоминает подход Горбачева, который отождествил себя с экономическими и политическими реформами и на этой основе укрепил свою власть в ущерб традиционалистам из Политбюро.
По выражению неназванного бывшего чиновника кремлевской администрации, "Медведев использует лозунг модернизации, чтобы перехватить у правительства право на принятие политических решений в экономической сфере". Подобно Горбачеву, Медведев - относительный либерал на фоне "аппаратчиков в серых костюмах, обязанных Путину своими должностями и льготами", пишет газета.
Но Путин и Медведев - все же старые друзья, и поэтому нынешнему президенту "приходится балансировать: строить свой имидж самостоятельного политика, но не сердить "делателя королей", который преграждает ему путь ко второму президентскому сроку", - отмечают журналисты. По их оценке, он критикует Путина "продуманно и обиняками".
Борьба мнений: Медведев - преданный путинский ставленник или "диссидент во власти"?
В свою очередь канадская La Presse приводит мнение российского политолога Николая Петрова, который подчеркивает: "Медведев - это путинский проект. Путин выбрал его на роль преемника главным образом за его преданность, и, даже если у него появится желание бросить вызов Путину, в его распоряжении нет для этого средств".
По мнению эксперта, возможность борьбы между ними исключена. "У политической элиты начнется шизофрения, это может дискредитировать режим и привести к расколу. Скорее всего, президентом станет Путин", - сказал он изданию.
С прямо противоположной оценкой Медведева выступил обозреватель The Washington Post. Читателям своего блога на сайте газеты он представил российского президента не как ставленника Путина, а как "диссидента во власти".
Журналист сравнивает Медведева с китайским премьером Вэнем Цзябао, который "называет политическую систему КНР чересчур централизованной и уверяет, что у народа есть право критиковать власти и надзирать за их работой". Медведев же "называет приверженность России демократии слабой, российское правительство - примитивным и ставит под сомнение честность судебной системы".
По мнению автора, есть два возможных объяснения тому, что Медведев и Цзябао отступают от "авторитарного сценария". "Первая версия: они действительно инакомыслящие. Вторая - их заявления отвечают требованиям момента: срок Вэня на посту премьера истекает в будущем году, Медведева, в свою очередь, может оттеснить Путин. Возможно, Вэнь и Медведев считают, что это последний шанс слегка подправить курс страны, устранить недостатки", - полагает он.
Но при желании можно найти и третье объяснение. Поведение обоих - это "новаторская коммуникативная стратегия авторитарных правителей", как называет это американский обозреватель. И Медведев, и Цзябао - часть правящих тандемов, и это позволяет вести игру в "доброго и злого следователя".
Подытоживая, автор приводит мнение редактора "Кавказского узла" Григория Шведова: Медведев апеллирует к меньшинствам, а Путин - к большинству. (Подготовлено по материалам сайта InoPressa).