На Ходорковского готовятся завести новое дело - третье по счету
www.khodorkovsky.ru
В отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, возможно, будет возбуждено очередное уголовное дело - третье по счету. В среду на заседании Хамовнического суда в рамках второго уголовного дела против него и экс-руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева продолжился допрос Ходорковского, и, похоже, что обвинение меняет позицию. Вопросы прокурора Валерия Лахтина все чаще наталкивают на мысль о возможном новом деле против Ходорковского, пишет "Независимая газета".

Как отмечает издание, заседание началось с требования гособвинителя продлить срок ареста Лебедеву и Ходорковскому, и сегодня, как ожидается, суд поддержит эту просьбу. Накануне Лахтин большую часть своего допроса посвятил выяснению обстоятельств, связанных с приватизацией ЮКОСа.

Обвинителя интересовало: кто конкретно в правительстве инициировал залоговый аукцион по ЮКОСу? Ходорковский отвечал: разговор о залоговых аукционах ЮКОСа вел Владимир Потанин (владелец управляющей компании "Интеррос"). Лахтин допытывался: в каком составе был образован пул будущих участников со стороны ЮКОСа? Кто, сколько и из каких источников вносил деньги?

- В чем обвиняют Ходорковского и Лебедева

В результате допроса, пишет "НГ", создалось впечатление, что прокуратуру интересуют детали какого-то нового дела, не связанного с тем, что рассматривается ныне в Хамовническом суде. Не исключает такого варианта и адвокат Ходорковского Вадим Клювгант: "В этом деле можно ожидать чего угодно. Это не новая тема, она присутствует в самом тексте обвинения. Сама преамбула которого состоит из утверждения о незаконности приватизации ЮКОСа".

Защитник напомнил: "Второе дело Ходорковского, которое сейчас в суде, тоже возникло еще в 2004 году, а узнали мы об этом только в конце 2006-го. Этот метод взят на вооружение очень прочно".

В том, что дело Ходорковского № 3 существует, не сомневается директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: "Об этом свидетельствуют показания свидетелей, потому что некоторые из них прямо говорили, что в ходе допросов следователи им не позволяли давать в суде показания по этому процессу, ссылаясь на следующее дело. Более того, эти свидетели недоумевали по этому поводу на заседаниях - это можно увидеть по репортажам из зала суда. Они просто не могли понять, на каком деле они присутствуют - № 2 или № 3, потому что их допрашивали по обоим делам".

Однако, замечает Делягин , "если прокуратура решит копать от ситуации возникновения ЮКОСа, возникают две проблемы. Первая - срок давности тех событий истек в 2005 году. С другой стороны, такими же серыми схемами создавались все олигархические бизнесы того времени: "Лукойл", "Сургутнефтегаз" и многие-многие другие. И если сейчас обвинить Ходорковского в преступлении против человечества, которое не имеет срока давности, - то должны садиться все начиная с Бориса Ельцина, который это дело санкционировал".

О деле № 3 ничего не известно, указывает эксперт, "потому что свидетелям запрещено о нем говорить": "Дело еще не передано в суд, поэтому они иногда отказывались давать показания по нему. Напомню, что второе дело долгое время существовало в виде одного листа бумаги, который лежал в папке и который не показывали даже адвокатам, потому что нечего было показывать. Логика очень простая. Пока Владимир Путин будет сохранять в России прежнее влияние, Ходорковский и Лебедев должны сидеть. Поэтому будут выдумывать третье, четвертое, их будут высасывать из пальца, будут обсуждать антироссийское сотрудничество Ходорковского с инопланетянами, с Березовским, с американской закулисой, с Исламской Республикой Иран, с кем угодно..."

Причина поиска новых зацепок, уверен Делягин, в реальной угрозе развала дела № 2: "Сегодня идет процесс, где отсутствует не то что состав преступления, но и отсутствует, строго говоря, обвинение. Я много раз туда ходил, когда прокуратура зачитывала обвинение - оно просто не имеет смысла. Оно бессодержательно. Если бы Ходорковского обвиняли в том, что он на деньги английской разведки копал тоннель из Калькутты в Лондон, это было бы понятно. Но тем не менее год люди сидят в СИЗО и год продолжается цирк. Когда он закончится, начнется следующий. По очень простой причине: если цирк прекратить, то нужно немедленно отдавать под суд его организаторов".

В чем обвиняют Ходорковского и Лебедева

Ходорковский и Лебедев в 2005 году были осуждены на девять лет лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонии. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому. В 2006 году против них было возбуждено второе уголовное дело по обвинению в хищении 350 млн тонн нефти. В 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоявшим судом по второму делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.

В ходе предварительного следствия, указывает Генпрокуратура, было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК "ЮКОС" и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) в период с 6 ноября по 12 июня 1998 гг. на сумму 3,6 млрд рублей. Также, согласно обвинению, они совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО "ВНК" в 1998-2000 гг. на эту же сумму.

Кроме того, обвиняемые, по данным прокуратуры, совершили "хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть ВНК" на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 гг. в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США".

Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаны физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб, отмечают в Генпрокуратуре. 12 февраля 2010 года Хамовнический суд Москвы продлил до 17 мая срок содержания под стражей в СИЗО Ходорковского и Лебедева.