Ходорковский пояснил, что это была стандартная сделка - выкуп менеджментом акций своих компаний, к которому были привлечены финансовые учреждения, в частности, банк МЕНАТЕП. По его словам, общая сумма сделки составила 350 млн долларов без учета инвестиционной программы, при этом на момент события у ЮКОСа и его дочерних компаний были долги на сумму около 2 млрд долларов.
Он также добавил, что иностранные банки отказывались предоставлять кредит, поэтому деньги были получены от российских банков и компаний, передает ИТАР-ТАСС.
Ответов на многие вопросы Ходорковский не вспомнил
На некоторые вопросы бывший глава ЮКОСа ответить не смог, пояснив, что как руководитель компании не вникал в технические моменты и многого не помнит. "Через 15 лет вспомнить и рассказать, даже если я это знал, крайне затруднительно", - пояснил он, добавив, что вся структура сделок была ему не известна.
Михаил Ходорковский начал давать показания 6 апреля, а закончил свое выступление 30 числа. Он заявил о своей невиновности, отметив, что предъявленные ему обвинения в хищении нефти, а также прибыли с ее продажи, и неуплате налогов с прибыли так же нереальны, как встреча с инопланетянами.
Он сначала выделил 12 основных тезисов прокуратуры, которые подробно опроверг. Также он прибег к необычной форме защиты - самодопросу: Ходорковский задал сам себе 22 вопроса, которые касались практики нефтяного бизнеса - добычи, транспортировки, продажи нефти и нефтепродуктов, а также уплаты налогов. Таким образом он хотел показать суду, что прокуратура считает преступлением обычную хозяйственную деятельность.
Затем экс-глава ЮКОСа прокомментировал каждое предложение из 150-страничной фабулы обвинительного заключения, в котором фигурировала его фамилия. Он отметил, что в фабуле не описаны конкретные его действия, которые следствие считает преступными, поэтому он даже не понимает, от чего должен защищаться.
В чем обвиняют Ходорковского и Лебедева
Ходорковский и Лебедев в 2005 году были осуждены на девять лет лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонии. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому. В 2006 году против них было возбуждено второе уголовное дело по обвинению в хищении 350 млн тонн нефти. В 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоявшим судом по второму делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.
В ходе предварительного следствия, указывает Генпрокуратура, было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК "ЮКОС" и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) в период с 6 ноября по 12 июня 1998 гг. на сумму 3,6 млрд рублей. Также, согласно обвинению, они совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО "ВНК" в 1998-2000 гг. на эту же сумму.
Кроме того, обвиняемые, по данным прокуратуры, совершили "хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть ВНК" на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 гг. в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США".
Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаны физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб, отмечают в Генпрокуратуре. 12 февраля 2010 года Хамовнический суд Москвы продлил до 17 мая срок содержания под стражей в СИЗО Ходорковского и Лебедева.