Напомним, на прошлой неделе произошло задержание, а вслед за ним и арест ответственных чиновников Федеральной службы наркоконтроля. Оценку этим событиям, вызванному ими общественному резонансу и возможным последствиям - не только для своего ведомства, но и для всех российских спецслужб – дал Виктор Черкесов.
"Мы ведем бои с наркобизнесом. И мы против другой "войны". Той, о которой уже громко сказано на всю страну в связи с эксцессами вокруг ФСКН. А они не лишены странности. Война, о которой с растерянностью и беспокойством сейчас заговорили слишком многие, - это междоусобица внутри так называемого чекистского сообщества", - заявил Черкесов.
Черкесов напомнил, что начал обсуждение этой темы еще три года назад. "В то время обсуждался конфликт между "либералами" и "чекистами". "Чекистам" вменялся некий реакционный консерватизм, стремление к восстановлению сталинизма и всевластия "органов". Из дискуссии исчезла правда о реальной ситуации, и я попытался разобраться, что же такое этот самый "чекизм", - сказал Черкесов.
У Черкесова много вопросов
У Черкесова возник ряд вопросов по делу об аресте сотрудников службы наркоконтроля: почему одному из арестованных сотрудников ФСКН вменяется преступление по должности в период, когда он не только в этой должности не состоял, но и не существовало в природе ведомства, по которому эта должность установлена?
Черкесова также смущает наличие в одном и том же документе данного уголовного дела утверждения о намерении подозреваемого скрыться от следствия и суда за границей и подробного описания его же телефонного разговора с женой в момент, когда в их московской квартире уже приступали к обыску, а он еще находился далеко за рубежом с загранпаспортом на руках.
"Чем еще, если не попыткой скомпрометировать доказательства, собранные по делу о "Трех китах", объяснить факт производства обыска в квартире следователя, единственным служебным занятием которого в последние несколько лет было участие в работе бригады Генеральной прокуратуры России под руководством Лоскутова"? - заявляет Черкесов.
Он также недоумевает, с какой целью через государственное информационное агентство и интернет посылаются "черные метки" с обещаниями новых арестов сотрудников ФСКН и даже называются их фамилии. "Оставим в стороне вопросы морали, задумаемся над абсурдностью профессионально необъяснимой преждевременной "утечки" планов по задержанию потенциально опасных преступников", - говорит Черкесов.
"Почему арестованные сотрудники наркоконтроля сгруппированы из числа тех, кто на законном основании, по поручениям Генеральной прокуратуры участвовал в расследовании резонансных уголовных дел о так называемых "Трех китах" и "китайской" контрабанде? Они виновны в том, что расследовали, то есть исполняли свой долг? А когда возникнет необходимость новых расследований, что должны будут делать новые исполнители? Бороться с преступностью или тянуть резину, понимая, чем может обернуться для них адекватное исполнение служебных обязанностей"? - спрашивает глава ФСКН.
Черкесов считает, что для самостоятельного функционирования Следственный комитета "необходимы три условия: независимость, независимость, независимость". "Увы, октябрьские события обнажили совершенно противоположное", - заявил Черкесов.
По мнению Черкесова, межклановые конфликты могут привести к развалу государства, а борьба с коррупцией "не кампанейщина и не предвыборный пиар". "От ее исхода во многом зависит судьба российского государства", - заявил Черкесов, полагая, что происходящие нагрузки – временного периода.
"И потому абсолютно недопустимы ни замалчивание проблемы, ни ее превращение в большую склоку. Такой процесс внутри советской номенклатуры уже обернулся социальной и геополитической катастрофой", - заключил Черкесов.
Он убежден, что закон и справедливость восторжествуют, а виновные будут наказаны. "Если кто-то из офицеров наркоконтроля поддался специфическим соблазнам криминальной среды - их следует наказать. Нечистоплотность абсолютно недопустима в наших рядах", - заявил глава ФСКН.
Страна повисла на "чекистском" крюке и спаслась
Под "чекизмом" Черкесов понимает "рыхлое, неоднородное, внутренне противоречивое и далеко не однозначное сообщество людей" из 90-х годов, выбравших в советскую эпоху в качестве профессии защиту государственной безопасности. По его словам, именно это сообщество и оказалось в социальном плане наиболее консолидированным. "Для того чтобы оно могло уплотниться, понадобились все катастрофические воздействия. Кто-то быстро отпал, вышел из профессионального сообщества. Кто-то предал. Кто-то стремительно "скурвился". Но какая-то часть сообщества все-таки выстояла", - заявил Черкесов.
Постсоветское общество, по мнению Черкесова, уцепилось за этот самый "чекистский" крюк, и повисло на нем, благодаря чему и спаслось. Черкесов согласен, что критика "чекистских пороков" была не беспочвенной, "и все же мы помогли в конце концов удержать страну от окончательного падения". "В этом один из смыслов эпохи Путина, в этом историческая заслуга президента России. И это налагает на наше профессиональное сообщество огромную ответственность, не имеющую ничего общего с кичливым самодовольством", - отметил Черкесов.
"Уже сейчас эксперты и журналисты говорят о "войне групп" внутри спецслужб. В этой войне не может быть победителей. Такая война "всех против всех" закончится полным распадом корпорации. Крюк истлеет, окончательно разрушится от внутренней ржавчины. Начнет распадаться вся общественная конструкция. Кто-то скажет: "Мы спасли страну от чекизма!" На самом деле страну не спасут, а погубят", - заключил Черкесов.