"Результатом должен стать конкретный ответ на один единственный вопрос: добросовестно ли выполняло свои обязанности руководство этого института по сохранению нашего исторического наследия", - цитирует ее ТАСС. Также Афанасьева просит ГП и СК разобраться, соблюдались ли требования пожарной безопасности в этом институте.
Произошедшее в библиотеке ИНИОН она назвала "трагедией для научной и культурной мысли". "Многие материалы пострадали безвозвратно, так как в других местах их просто невозможно будет найти", - посетовала сенатор от Оренбургской области.
Также она призвала разобраться с вопросом недостаточной интенсивности работ по оцифровке библиотечных фондов ИНИОН РАН. "Мне кажется, было бы важно, чтобы Счетная палата и Генпрокуратура не ждали наших обращений, а уже сами проводили проверочные мероприятия: имела ли место растрата средств, предназначенных для этих целей, или все-таки это было недофинансирование", - указала парламентарий, напомнив ранее озвученные в ИНИОН цифры: за семь лет из 15 млн единиц хранения было оцифровано лишь семь тысяч экземпляров.
Днем ранее пресс-служба ИНИОН объявила, что реальные потери книжного фонда сгоревшей библиотеки оцениваются в 2,32 млн экземпляров, что составляет 15,7% фонда литературы. Одновременно стало известно, что большая часть изданий, уцелевших после пожара, будет размещена в других российских библиотеках.
По информации замдиректора ИНИОН РАН и руководителя пострадавшей библиотеки Виктора Глухова, примерно 3/5 утраченного фонда имеются в других библиотеках страны, а значительная часть иностранного фонда книг и журналов имеется в оцифрованном виде в зарубежных библиотеках и издательствах, к которым может быть получен удаленный доступ.
Пожар в здании ИНИОН на Нахимовском проспекте возник 30 января, работы по его ликвидации завершились только 2 февраля. По оценке, которую ранее дал президент РАН Владимир Фортов, при пожаре была утрачена пятая часть фондов.
При этом в СМИ сообщалось, что во многом причиной столь плачевных последствий стало банальное отсутствие финансирования, из-за чего денег не хватало ни на оцифровку книг, ни на противопожарные перегородки. При этом в здании библиотеки, построенном в 1969 году, было немало легковоспламеняющихся деревянных перекрытий.
В свою очередь замдиректора ИНИОН по информационным технологиям Марк Шнайдерман рассказал журналистам, что сканирование "значимых для РАН документов" длилось семь лет, и ежегодно удавалось отсканировать около тысячи книг, причем только российских авторов. В таком режиме на сканирование всего архива пришлось бы потратить около сотни лет, указал Шнайдерман.
Проверку по факту ЧП проводят прокуратура Юго-Западного административного округа столицы и специалисты судебно-экспертного центра Федеральной противопожарной службы по Москве. Уголовное дело пока не возбудили. При этом многие многие сомневаются, что истинные причины пожара будут установлены: он был такой мощный, что все возможные улики могли быть уничтожены, а та часть здания, где, предположительно, возникло возгорание, и вовсе выгорела дотла.
Эксперты высказывали мнение, что возгорание, вероятнее всего, спишут на неисправность электропроводки. При этом поиск возможных нарушителей требований противопожарной безопасности также может не увенчаться успехом. Начатая прокуратурой проверка уже установила, что здание библиотеки ежегодно проверялось инспекторами Госпожнадзора и администрация регулярно устраняла обнаруженные нарушения. Пожарные со своей стороны признали, что все установленные системы - автоматическая пожарная сигнализация, дымовые извещатели, средства оповещения и газовая установка пожаротушения - сработали.