Дело о "массовых беспорядках" (ст. 212 УК РФ), объединенное с делом о насилии против полицейских (ст. 318 УК РФ) было возбуждено через несколько часов после того, как мэр Москвы назвал беспорядками несогласованную акцию 27 июля против недопуска независимых кандидатов к выборам в Мосгордуму. По словам одного из собеседников Republic, московское управление СК действовало именно с санкции Собянина. Столичные власти таким образом хотели продемонстрировать жесткую реакцию на протесты и запугать митингующих, чтобы они перестали выходить на улицы.
В то же время Собянин, по данным издания, помогал перевести под домашний арест студента ВШЭ Егора Жукова, изначально обвиненного в "дирижировании" протестующими 27 июля. Таким образом он пытался помочь еще и проректору ВШЭ Валерии Касамаре, избиравшейся в Мосгордуму (выборы она в итоге проиграла).
Но как только с Жукова сняли обвинение по "массовым беспорядкам", за студента взялась ФСБ и тут же возникло новое обвинение - в "призывах к экстремизму через интернет". По словам источника Republic, видеоблог Жукова заинтересовал сотрудников службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ. Это подразделение занималось делом режиссера Кирилла Серебренникова и убийством Бориса Немцова.
Участие спецслужбы проявляется и в том, что экспертизу "экстремистских" видео на канале Жукова в YouTube проводили сотрудники Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ, да и статья 280 УК РФ, которую сейчас вменяют студенту, относится к подследственности ФСБ.
Возбуждение дела о "массовых беспорядках" также было согласовано с главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным. Но если первые недели оно оставалось в ведении московского аппарата СК, то к середине августа следователи пришли к выводу, что у москвичей не получится собрать доказательную базу, и материалы были переданы в Главное следственное управление СКР. Расследование возглавил генерал-майор Рустам Габдуллин, занимавшийся, среди прочих резонансных дел, протестами на Болотной площади 2012 года.
По словам источника Republic, близкого к руководству СКР, Габдуллин пользуется доверием Бастрыкина, который увидел в "московском деле" возможность упрочить свое незавидное в последние годы положение. Главе Следственного комитета уже несколько лет прочат отставку, свой пост он сохраняет только благодаря союзу с ФСБ, утверждает собеседник издания.
Неожиданное прекращение уголовного преследования пяти фигурантов дела о "беспорядках", воспринятое как свидетельство того, что расследование разваливается, объясняется тем, что Габдуллин решил сосредоточиться на статье о применении насилия к полицейским. А реальные сроки четырем обвиняемым по этой статье - результат вмешательства главы Росгвардии Виктора Золотова, пишет Republic.
Золотов способствовал и тому, чтобы менеджер из Подмосковья Владислав Синица получил пять лет колонии за твит о детях силовиков, который суд признал "призывом к расправе". На данный момент это самый суровый приговор, вынесенный по итогам летних протестов в Москве. Таким образом руководство Росгвардии хотело ответить на волну деанонимизации своих бойцов в социальных сетях.