"Я считаю, что сегодня Россия смотрит на Ирак через призму отношений с США, а вам нужно выстраивать хорошие отношения непосредственно с этим правительством, с этим парламентом, с легальными партиями, с политическими группами", - сказал он.
"Представьте себе, что завтра американские войска уйдут, как заявляет Россия. И что дальше - гражданская война? Кто помешает Ирану захватить юг Ирака? Кто помешает Турции под лозунгом защиты туркоманского меньшинства в Киркуке войти на север страны? Кто помешает Сирии?" Как пишет "Коммерсант", Талабани назвал политику России нереалистичной и отражающей недружественное видение ситуации в Ираке. "Например, те же выборы в парламент. Вместо того чтобы посмотреть фактам в лицо и признать результаты голосования, где участвовало 60% населения страны, Россия говорит: "А на Западе Ирака выборы бойкотировали". Это заставляет нас смотреть на вас с подозрением. Время идет очень быстро, и вы теряете почву", - сказал Талабани.
- Биография Талабани: из партизан в президенты
Россия должна быть другом новому режиму, сказал Талабани, отвечая на вопрос, какой бы он хотел видеть российскую политику. "Этот режим пришел всерьез и надолго. Террористическая активность не сможет его сбросить. У нас с Россией во многом похожие проблемы. И мы, и вы страдаете от терроризма. Многие из тех, кто воевал у вас, теперь воюют здесь. Но Россия молчит по поводу терроризма в Ираке. Убивают детей, стариков, женщин, взрывают мечети и церкви, а от России никакой официальной реакции. Это напоминает времена Саддама Хусейна, когда он использовал химическое оружие против курдов, а Советский Союз молчал. Я считаю, что российская политика должна быть пересмотрена.
Говоря также о возможностях российского бизнеса в Ираке, Талабани сказал, что только дружественная политика российского государства позволит бизнесу вернуться в Ирак. Самым крупным российским проектом в Ираке был проект по совместной разработке нефтяного месторождения Западная Курна-2, на участие в котором рассчитывала крупнейшая российская нефтяная компания "ЛУКОЙЛ". Однако Талабани заявляет, что "ЛУКОЙЛ" договаривался не с Ираком, а с Саддамом Хусейном. "В парламенте даже обсуждался вопрос о том, чтобы вообще отказаться от всех без исключения контрактов, заключенных прежним режимом. Если бы у России была взвешенная и дружественная политика по отношению к новому Ираку, как, например, у китайцев, тогда и у этой нефтяной компании была бы хорошая возможность вернуться и сказать: "Давайте возобновим контракт", - отметил президент Ирака.
Перед правительством Ирака, по-прежнему, стоит главная задача - борьба с терроризмом, сказал Талабани. По его словам, террористы сейчас делятся на две основные группы. Первая - это исламские фундаменталисты и сторонники "Аль-Каиды". Большинство из них - неиракцы. Например, в Ираке никогда не было террористов-самоубийц, это противоречит нашей культуре. По сути, радикальные исламисты объявили политику геноцида против мусульман-шиитов, так как считают их "неверными". Курдов, кстати, тоже. Люди от этого устали и в некоторых местах сами выступают против них. В последнее время мы фиксируем очень существенный рост сотрудничества с полицией и армией со стороны граждан. Вторая группа - это остатки сторонников Саддама Хусейна. Многие видные члены партии "Баас" бежали за границу и теперь активно помогают тем, кто остался в Ираке. Большая часть саддамовцев находится в одной из соседних арабских стран, у нас есть четкие данные где, но называть эту страну я, сами понимаете, не могу. Как отмечает "Коммерсант", Талабани имеет в виду Сирию.
На 15 октября в Ираке назначен референдум по новой иракской конституции, но сунниты угрожают его бойкотировать. Как считает президент страны, большинство иракцев все же поддержит конституцию. Но если против нее проголосуют хотя бы три из восемнадцати провинций Ирака, проект будет отклонен. Сунниты контролируют как минимум четыре провинции.
Будучи в политике уже 58 лет, со времен Сталина и Трумена, Талабани на вопрос, как долго он будет руководить Ираком, сказал, что столько, сколько будет положено по закону. "Потом уйду на пенсию", - заключил он.
По поводу суда над бывшим президентом Саддамом Хусейном Талабани заявил, что смертный приговор Саддаму подписывать не будет. "Я подписал международное обращение вместе со многими уважаемыми мировыми юристами против смертной казни. Я подписал такое же воззвание Международного Красного Креста. Я уважаю свою подпись. К тому же я по убеждениям социал-демократ и верю в возможность отмены смертной казни вообще. И если будет невозможно совмещать мои принципы с моим постом, я сохраню принципы, а пост оставлю", - отметил Талабани. Однако он ничего не может предотвратить. Если суд вынесет смертный приговор, и Талабани самоустранится, подписать приговор имеет право вице-президент Ирака.
Первое заседание специального военного трибунала над Саддамом Хусейном состоялось 1 июля прошлого года. Бывшему иракскому диктатору тогда были предъявлены обвинения в уничтожении оппозиционных политиков в течение почти четверти века его правления, геноциде курдского населения, агрессии против Кувейта в 1990 году и подавлении курдского и шиитского восстаний в 1991 году. После этого процесс был фактически парализован по необъявленным причинам.
Специальный трибунал для суда над Саддамом Хусейном и бывшими членами его ближайшего окружения объявил, что процесс возобновится 19 октября. Однако главный адвокат бывшего диктатора Халиль ад-Длейми выразил в связи с этим протест. "Назначение даты возобновления процесса в пределах ближайших дней, недель или месяцев неприемлемо, потому что сам трибунал утверждает, что в его распоряжении находится 36 тонн документов, а защита не может участвовать в процессе, не изучив все материалы, которые планируется использовать в качестве улик", - сказал он.