Афганские боевики на ГАЗ-66
RTV International
В рамках расследования теракта в Беслане в среду прошли два следственных эксперимента.

Один эксперимент выясняет последствия применения огнеметов во время штурма школы в Беслане в сентябре 2004 года и могло ли загореться от этого здание школы, сообщил "Интерфаксу" источник в следственной группе Генпрокуратуры РФ по расследованию теракта. На следственный эксперимент приглашены представители жителей Беслана из числа пострадавших во время теракта. "Некоторые из них утверждают, что крыша спортзала школы загорелась именно от применения огнеметов, вследствие чего погибли люди", - сказал источник.

Эксперимент по изучению последствий применения огнеметов в Беслане Генпрокуратура РФ уже проводила совместно с научно-исследовательским институтом министерства обороны. "Тогда было доказано, что здание не могло загореться от применения огнеметов, но жители Беслана потребовали повторной экспертизы", - сказал представитель прокуратуры.

Второй следственный эксперимент, проходивший в Москве по инициативе редакции сайта www.pravdabeslana.ru, должен был ответить на вопрос, сколько же боевиков участвовали в захвате школы в Беслане – до сих пор это вызывает многочисленные споры. Некоторые из тех, кто находился в школе, твердо заявляют, что боевиков было больше, чем 32.

Организаторы эксперимента попытались выяснить, могли ли 32 боевика приехать в школу в одном грузовике "ГАЗ-66".

Как сообщил корреспондент радиостанции "Эхо Москвы", присутствовавший на эксперименте, 32 человека с полной военной выкладкой, боеприпасами и взрывчаткой забрались в кузов машины. Но когда журналисты попросили организаторов отбросить тент грузовика, чтобы увидеть, как там разместились участники эксперимента, то открылась следующая картина: солдаты сидели на коленках друг у друга, многие стояли, согнувшись. А ведь боевикам предстояло в таких позах преодолеть путь, занявший у них 6 часов. "ГАЗ-66" по штату предназначен для перевозки 24 человек.

Впрочем, организаторы на главный вопрос эксперимента ответили утвердительно, 32 боевика могут поместиться в "ГАЗ-66", хотя это и трудно.

Член парламентской комиссии по расследование теракта в Беслане Юрий Савельев заявил, что если б "они могли потерпеть, то могли в таком состоянии приехать в школу". Но он отметил, что многие свидетели говорят о "горах мешков и вооружения". "Здесь этого нет. Этот момент требует дополнительного расследования. Но теоретически все возможно", - сказал он.

А присутствовавший на эксперименте военный эксперт Виталий Бенгарский с сомнением отнесся к вероятности того, что террористы могли продержаться в автомобиле в такой тесноте в течение почти шести часов.

Добавим, что результаты расследования бесланских событий в этом году, скорее всего, опубликованы не будут

О том, что такой следственный эксперимент будет проведен, сообщила накануне "Эхо Москвы" член комитета "Матери Беслана" Элла Кесаева. Отметим, по основной версии Генпрокуратуры, всего в захвате школы участвовало 32 боевика, и все они приехали на одной машине.

Отметим, очевидцы и пострадавшие в теракте утверждают, что и захватчиков и автомобилей было больше, чем 32 человека.

Как заявила представитель "Матерей Беслана" Элла Кесаева, у Генпрокуратуры есть схема и все подтасовывается к версии, что боевиков было 32, и все они ехали в одной машине. По мнению Кесаевой, следствие не учитывает показания свидетелей, которые говорят, что и боевиков, и машин было больше. А это имеет большое значение, потому что если учитывать эти данные, значит, некоторым из боевиков удалось скрыться.

Вместе с тем она напомнила, что подобный эксперимент проводился во Владикавказе. "У нас есть сомнения, что вообще объективно к этому подошли, мы сомневаемся в этом, и поэтому будем повторять", - сказала Кесаева.

Колесников вместо расследования занимается финансовыми проверками в Северной Осетии

По мнению Совета комитета матерей Беслана, официальное расследование трагедии сейчас фактически не проводиться. "Следствие фактически находится на той стадии, на которой было до приезда Колесникова (замгенпрокурора РФ, отправленный генпрокурором Владимиром Устиновым по поручению Путина для проверки хода расследования. - Прим.ред.). То есть никаких сдвигов не было и нет. Все подтасовывается", - заявила Кесаева.

"Эти эксперименты делаются по тому шаблону, что было 32 (террориста), они ехали в одной машине, и что никаких других машин было. Это все подтасовывается к этой версии. Но боевиков было больше. И все было заранее подготовлено и машин было больше. Но это сейчас мы не можем доказать и поэтому пытаемся это опровергнуть", - подчеркнула она.

Элла Кесаева утверждает, что фактически боевиков было больше, и они ушли в ночь на 2 сентября. "На втором этаже были снайперы и остались только те, которые уже знали, что они смертники и поэтому отношение к заложникам они поменяли", - обрисовала ситуацию Кесаева.

У Генпрокуратуры в лице Шепеля и Колесникова есть схемы, и они не учитывают ни показания свидетелей, которые говорят, что они видели больше. "Учитываются только те показания, когда говорят об убийствах. Тогда генеральный прокурор Шепель и прокурор Семисынова принимают это к сведению. Все другие показания не учитываются. Остаются просто на листке бумаги", - говорит женщина.

Кесаева рассказала, что Колесников сейчас занят в республике не тем, чтобы дать какое-то новое движение расследованию, а финансовыми проверками.

Самый важный вопрос - как произошел первый взрыв

Первый взрыв был спровоцирован, считают в комитете. "Матери Беслана" располагают доказательствами этого. "Самое главное, что сейчас нас волнует - это природа первого взрыва. Есть показания и свидетели, есть видеоматериалы. Первый взрыв был спровоцирован, и именно он даст ответ на многие вещи", - говорит Кесаева.

Колесникову было задано "Матерями Беслана" 50 вопросов, которые он полностью опроверг. В частности, вопрос по природе первого взрыва. Она утверждает, что вопрос так и был сформулирован – "природа первого взрыва". Однако Колесников свое внимание акцентировал на другом.

"Перед началом этого штурма, а этот штурм был запланирован, 300 человек были живы. 21 только погибли, в основном мужчины. Фактически женщин и детей они не трогали. В час дня 3-го числа люди начали погибать во время этого случайного якобы штурма. Основная часть заложников погибла именно во время этого штурма", - говорит Кесаева.

Кесаева, которая по образованию является биологом-химиком, утверждает, что в школе применялись огнеметы. "4-го числа рано утром солдаты МЧС разгребали вот этот спортзал и как они лежали дети наши сожженные абсолютно, не разорванные, как они живые лежали голова к голове, так они и лежали. Это действие огнеметов. Я специально интересовалась, действие огнеметов такое, что действует именно на органику. Детей сожгли, это ясно по тому, какие они были, каких мы хоронили", - рассказывает женщина.

"Мы требуем объективного расследования. А не допрошены такие свидетели, основные виновники. Это - Проничев, Нургалиев, Патрушев. Они не допрашиваются. Это опять такой ложный путь, к которому прибегает Генпрокуратура, лишь бы мы, как говорится, не добились правды. Нас уводят от правды", - заключила она.