ЕСПЧ признал исчезновение Заремы Гайсановой во время спецоперации в Чечне похищением
Global Look Press
Европейский суд по правам человека вынес решение по делу сотрудницы гуманитарной организации "Датский совет по беженцам" Заремы Гайсановой, исчезнувшей после проведения в 2009 году спецоперации в ее доме в Чечне под руководством нынешнего главы республики Рамзана Кадырова. ЕСПЧ пришел к выводу, что Россия нарушила несколько статей Европейской конвенции о правах человека, и постановил выплатить матери похищенной женщины денежную компенсацию.

Решение опубликовано на сайте суда (файл PDF). Суд постановил выплатить заявителю Лиде Гайсановой, матери Заремы, 60 тысяч евро в качестве компенсации за нематериальный ущерб, а также 3,4 тысячи евро для возмещения затрат на судебное разбирательство.

Зарема Гайсанова исчезла из семейного дома в Чечне 31 октября 2009 года в ходе проводившейся в нем спецоперации российских военнослужащих, говорится в постановлении ЕСПЧ. Женщине было 39 лет. Гайсановы жили в Ленинском районе города Грозного. В ходе спецоперации, которая была направлена на ликвидацию членов незаконных вооруженных формирований, силовики оцепили здание. Затем загорелся дом Гайсановых, а вскоре после этого из него извлекли тело человека.

В день спецоперации глава Чечни Рамзан Кадыров дал интервью, в котором подтвердил уничтожение члена незаконной вооруженной группы. Министерство внутренних дел выпустило официальный пресс-релиз о проведении спецоперации. Кроме того, было опубликовано видео из сгоревшего дома.

В то время Лида Гайсанова не жила в Грозном, поскольку дом был сильно поврежден во время войны. При этом ее дочь, работавшая в неправительственной организации, часто останавливалась в семейном жилище. Однако с момента спецоперации новостей о ней не появлялось.

В ноябре 2009 года было начато официальное расследование по факту исчезновения Заремы Гайсановой. Соседи и рабочие, проводившие в доме ремонт, подтвердили, что видели женщину во время операции на оцепленной территории. Один из очевидцев утверждал, что видел, как дочь Лиды Гайсановой насильно усадили в УАЗ и увезли. В ходе расследования также было установлено, что власти Чечни подозревали Зарему Гайсанову в сожительстве с мужчиной, убитым в ходе спецоперации.

Следствие предприняло несколько шагов для расследования исчезновения женщины. Были допрошены свидетели, в частности военнослужащие, принимавшие участие в спецоперации, и ремонтный рабочий, который находился в доме Гайсановых, когда там орудовали силовики. Кроме того, следователи проверили, была ли женщина задержана местными полицейскими, а также получили видеозапись спецоперации в 2011 году.

Расследование несколько раз приостанавливалось и возобновлялось после критики прокуратуры, и к настоящему моменту оно все еще не завершено.

В единогласном решении судей по заявлению Лиды Гайсановой говорится, что имело место нарушение всех аспектов статьи 2 Европейской конвенции о правах человека. ЕСПЧ постановил, что государство нарушило право Заремы Гайсановой на жизнь, презюмируя, что женщина была похищена российскими военными и впоследствии убита.

Кроме того, суд признал, что государство в нарушение требований статьи 2 не защитило дочь заявительницы, а полиция саботировала последующее расследование по факту ее исчезновения.

Было также установлено нарушение статьи 5 конвенции в связи с тем, что Зарема Гайсанова была задержана незаконно.

Глава отдела международно-правовой защиты Комитета по предотвращению пыток Ольга Садовская в комментарии Русской службе BBC назвала решение ЕСПЧ по делу Заремы Гасановой очень важным. "Очень важно, что суд признал не только факт исчезновения Заремы Гайсановой, но и презюмировал, что она была целенаправленно похищена во время спецоперации, а затем убита. Это совершенно другой уровень ответственности властей, но мы абсолютно не уверены в том, что кто-то будет привлечен к ответственности за это убийство", - отметила правозащитница.