Президенты Медведев и Коморовский, как и планировалось, возложили венки, но не к памятному знаку с отвергнутой польской стороной табличкой, а только к березе, в которой застрял осколок самолета Леха Качиньского
kremlin.ru
Претензии родственников погибших в авиакатастрофе под Смоленском по поводу замены таблички на памятнике все-таки сказались на ходе траурной церемонии, состоявшейся в понедельник.

Президенты Медведев и Коморовский, как и планировалось, возложили венки на месте трагедии - но не к памятному знаку с отвергнутой польской стороной табличкой, а к березе, в которой застрял осколок самолета Леха Качиньского, пишет "Коммерсант".

В прошлом году польская сторона поместила в лесу, где рухнул самолет, мемориальную табличку на польском языке. На ней было написано "в память о погибших 96 поляках, в том числе президенте Польши, которые летели к месту геноцида, осуществленного над польскими офицерами". Российская сторона на прошлой неделе сменила одну табличку на две другие - на русском и польском языках, из текста которых исчезло слово "геноцид".

Польская сторона высказала недовольство заменой и тем, что ее с ней не согласовали. Польская общественность даже призывала своего президента отказаться от визита в Россию. Но Бронислав Коморовский все-таки приехал, отмечает сайт "Заголовки.ru", приводя наиболее интересные цитаты из российских газет на эту тему.

Медведев велел перевернуть страницу. Коморовский посоветовал сначала ее прочитать

Точки над i в этом деле президенты все же расставили. Медведев дал понять, что отсутствие слов о геноциде на табличке не означает отрицания убийства польских военных. Однако, по его словам, "ответственность за эти преступления несут руководители советского государства того периода".

Во имя будущего Медведев призвал перевернуть катынскую страницу. В ответ Коморовский заявил, что, чтобы перевернуть катынскую страницу, нужно дочитать ее до конца и рассекретить все документы, касающиеся трагедии, пишет газета "Ведомости".

Напомним, чтобы уладить скандал со спорной табличкой, президенты решили создать межгосударственную группу, которая разработает проект памятника на месте катастрофы самолета польского президента Леха Качиньского.

"Хотел бы объявить, что мы с господином президентом договорились, что будет создана специальная межгосударственная группа, которая должна будет создать проект этого памятника. Мы с господином президентом будем оказывать все необходимые меры поддержки", - сказал Медведев.

Со своей стороны Коморовский обратил внимание на то, что "содержание текста, который будет находиться в этом памятном месте, будет представлять надпись на польском и русском языках, которая будет согласована обеими сторонами". "Это имеет особое значение в контексте событий последних дней", - сказал президент Польши.

Коморовский заявил, что Польша "с удовлетворением относится к инициативе, которая даст возможность постоянно почитать память смоленской катастрофы". Он отметил, что подробности, связанные с сооружением памятника под Смоленском, можно уже узнать на сайтах польского Министерства культуры и администрации президента Польши.

"Катынское дело"

Более 20 тысяч польских офицеров были интернированы осенью 1939 года на территорию СССР. В 1943 году, после оккупации германскими войсками западных районов СССР, появились сообщения о том, что поляков расстреляли в Катынском лесу, расположенном в 14 километрах к западу от Смоленска, сотрудники НКВД.

Советская комиссия в 1944 году обвинила в расстреле поляков немецкую сторону. С тех пор и до начала 90-х годов советская пропаганда утверждала, что Катынь - дело рук фашистов. Историческая правда была восстановлена лишь спустя 52 года после расстрела. Как следует из архивных документов, операция по уничтожению пленных начала готовиться еще в феврале 1940 года. Дела бывших офицеров должно было рассмотреть Особое совещание при НКВД. 5 марта 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) вынесло решение: приговорить к расстрелу без рассмотрения дел польских офицеров и интеллигентов, захваченных в плен Красной армией.

В конце марта НКВД закончил разработку плана по вывозу узников лагерей и тюрем к местам расстрела. Заключенных из всех украинских тюрем везли на расстрел в Киев, Харьков и Херсон, из белорусских - в Минск. Для уничтожения обитателей Осташковского лагеря приготовили Калининскую тюрьму. Одновременно неподалеку от Калинина, в поселке Медное, экскаваторы вырыли несколько огромных ям.

Такие же ямы выкопали и рядом с Катынью, недалеко от Смоленска. С начала апреля военнопленных - поляков, белорусов, украинцев и евреев - начали вывозить на расстрел эшелонами по 350-400 человек. Чтобы усыпить бдительность жертв, им сообщили, что в ближайшее время их отправят на родину.

С начала апреля до середины мая 1940 года были казнены более 20 тысяч человек. Из них в Катыни - более 4 тысяч. В Калининской тюрьме поляков вели в специальную комнату, стреляли в затылок и в крытой машине отвозили трупы в Медное.

Пытаясь замести следы, НКВД делал все, чтобы места расстрелов остались неизвестными. До Медного немецкие войска не дошли. Захоронения под Харьковом не были определены как польские - там помимо пленных поляков НКВД расстрелял еще и десятки тысяч советских граждан. Однако в апреле 1943 года останки польских пленных под Катынью были обнаружены оккупационными войсками.

В октябре 1992 года комиссия по рассекречиванию архивов ЦК, возглавляемая историком Дмитрием Волкогоновым и министром печати Михаилом Полтораниным, опубликовала записку наркома внутренних дел Лаврентия Берии в ЦК с проектом постановления Политбюро и само постановление по расстрелу польских офицеров.

В ближайшее время в Катынском лесу воздвигнут мемориал жертвам расстрела. Его создатели надеются, что он может послужить делу примирения двух народов. "Катынское дело" долгие годы осложняло отношения между Польшей и Россией. В современной России Главная военная прокуратура расследовала это дело, но закрыла его в 2004 году. Постановление ГВП о прекращении расследования дела по Катыни засекречено.

Россия передала Польше значительную часть материалов уголовного дела по катынскому преступлению. Однако, по данным российского правозащитного общества "Мемориал", нерассекреченными остаются еще около 30 томов дела. На них стоит гриф "Секретно" и "Совершенно секретно".

В июне 2010 года главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский заявил журналистам, что не видит оснований для возобновления расследования "катынского дела" и признания убитых поляков жертвами репрессий. В феврале посол РФ в Варшаве Александр Алексеев сообщил, что идет поиск возможностей реабилитации расстрелянных в Катыни польских офицеров. "Уверен, что формула, устраивающая родственников и не противоречащая российскому законодательству, будет найдена", - сказал дипломат.