Пресс-секретарь отметил, что американское посольство "продолжает сотрудничать с российскими правоохранительными органами по расследованию убийства Пола Хлебникова". В минувшее воскресенье в Москве в церкви Святой Екатерины состоялась панихида по Хлебникову, а похоронен он будет в США.
Главный редактор русскоязычной версии журнала Forbes был расстрелян вечером 9 июля при выходе из здания редакции на улице Докукина, дом 16. Он получил 4 пулевых ранения и скончался в 20-й городской клинической больнице.
- Хлебников УМЕР В ЛИФТЕ, застрявшем на пути в операционную
- ТРОЕ СВИДЕТЕЛЕЙ рассказали, что видели
- ВЕРСИЯ УБИЙСТВА - профессиональная деятельность
- Громкая публикация 1: Хлебников и "Северсталь"
- Публикация 2: месть российских миллиардеров
- Хлебников и чеченец Нухаев
- Пресса винит власти России в смерти Хлебникова
Получив четыре пули, Хлебников смог подняться и пройти еще несколько метров
Павел Хлебников, несмотря на то, что был человеком обеспеченным, предпочитал ездить не на собственной машине, а либо пользовался услугами водителей-частников, либо вообще ездил на метро. Вечером в пятницу - около 21:50, выйдя из здания на улице Докукина, где располагаются редакции Forbes и Newsweek, он отправился в сторону станции метро "Ботанический сад", сообщает "Время новостей".
Когда журналист прошел примерно 100 м, сзади его догнала машина ВАЗ-2115 с тонированными стеклами, откуда раздались выстрелы. По одним данным, огонь велся из приоткрытой двери со стороны водителя, по другим - через открытое окно.
Стрельба продолжалась не больше 20 секунд, после чего автомобиль с преступниками развернулся и уехал в сторону проспекта Мира.
Павел Хлебников получил тяжелые ранения в ногу, грудь и живот, однако сумел подняться и пройти несколько десятков метров в сторону редакции. Потом силы оставили журналиста. Свидетелем преступления стал припозднившийся прохожий, некий Игорь. Именно он вызвал милицию и по просьбе Хлебникова сообщил о случившемся охране здания редакции.
"Я увидел человека в крови, лежащего на асфальте, и вызвал милицию и скорую помощь, - рассказал "Коммерсанту" свидетель Игорь Ципко. - Он был в сознании, даже пытался говорить с кем-то по мобильнику. Но разобрать, с кем и о чем, мне не удалось".
Прибывшие на место ЧП милиционеры обнаружили россыпь гильз калибра 9 мм от пистолета Макарова, которые, впрочем, подходят и к целому ряду пистолетов-пулеметов. Поэтому из какого вида оружия велась стрельба и сколько стволов использовали нападавшие, пока неясно.
Также на улице помимо двух мобильных телефонов Хлебникова якобы валялись водительские права, выданные некоему Федину. Однако имел ли он какое-то отношение к убийству, еще предстоит выяснить.
Следователи допросили трех свидетелей, которые сообщили, что в автомобиле ВАЗ-2115, остановившемся рядом с Хлебниковым, сидели трое неизвестных. Один из них тут же открыл огонь из пистолета-пулемета.
В субботу милиционеры в одном из дворов по проспекту Мира нашли брошенный ВАЗ-2115, который, как предполагается, использовали преступники. Как оказалось, на этой машине стояли номера, снятые с другого автомобиля.
Расследование уголовного дела по факту убийства главного редактора русского издания журнала Forbes Павла Хлебникова передано в Генпрокуратуру РФ. Об этом РИА "Новости" сообщил представитель Управления информации и общественных связей Генпрокуратуры РФ.
"По указанию Генпрокурора РФ Владимира Устинова уголовное дело по факту убийства Хлебникова принято к производству Управлением по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры РФ", - сообщил собеседник агентства. Ранее данное уголовное дело находилось в производстве в прокуратуре Москвы.
Павел Хлебников умер в лифте, который застрял, когда раненого везли в операционную
Через несколько минут к раненому журналисту прибежали руководители Newsweek Александр Гордеев и Дмитрий Кузнец. В пятницу вечером они отправляли в печать очередной номер журнала.
Хлебников сказал им, что даже представить не может, из-за чего на него могли покушаться, и описал стрелявшего. По словам журналиста, это мужчина среднего роста, с темными волосами, лет 35.
"Я сидел в своем кабинете, когда мне сообщили о происшедшем, - рассказал "Коммерсанту" главный редактор русской версии Newsweek Александр Гордеев. - Мы выбежали на улицу и побежали в сторону метро. В редакции все знали, что в Москве по нью-йоркской привычке Пол ездил только общественным транспортом. Пол лежал недалеко от здания на противоположной стороне улицы. Ему под голову кто-то подложил рюкзак. Милиционеры пропустили к нему. Пол был в сознании и говорил нормально. Я спросил его, почему в него стреляли. Пол ответил, что не понимает. Он описал машину и человека, стрелявшего в него, а затем Полу стало плохо, и он попросил кислородную подушку".
Подушки в скорой не оказалось, сообщает газета. Не было кислорода и в реанимационном автомобиле, который вскоре подъехал. Врачи сделали Полу Хлебникову противошоковый укол и поставили капельницу. Минут через пятнадцать, рассказывают очевидцы, врачи получили подтверждение, что раненого ждут в ближайшей, 20-й горбольнице, и повезли его туда.
"Я поехал с Полом, - рассказывает обозреватель журнала Newsweek Михаил Фишман. - Пол уже ничего не говорил. У него остановилось дыхание, и ему стали делать искусственное дыхание. Когда мы приехали в больницу, носилки с Полом сразу же вкатили в лифт, чтобы поднять на седьмой этаж, где расположены операционные. Вместе с ним в лифт вошли семь врачей, а я остался снаружи с рюкзаком Пола. По дороге лифт застрял. Я сам видел, как искали механика".
Один из врачей сказал господину Фишману, что Павел Хлебников умер в лифте - его не довезли до операционной. Другой хирург добавил, что "мы все равно не смогли бы ему помочь, у него были ранения, несовместимые с жизнью".
Главная версия убийства - профессиональная деятельность журналиста
Следствие рассматривает в качестве основной версии убийства Павла Хлебникова профессиональную деятельность журналиста. В минувшую субботу, следователи осмотрели офис Хлебникова, а в воскресенье утром, вместе с представителями посольства США осмотрели его квартиру в российской столице. В эти же дни продолжались допросы свидетелей, сослуживцев и знакомых журналиста.
Между тем коллеги главного редактора журнала Forbes не представляют, что могло стать причиной убийства Хлебникова.
Как заявили руководители московского подразделения издательского дома Axel Springer Russia, Хлебников "в последнее время ничего не писал, а исключительно редактировал последние номера журнала". Кроме того, они сказали, что "трудно представить, что он вел какие-либо расследования, о которых никто не знал".
Павел Хлебников родился в США в 1963 году в семье эмигрантов из России. В 1984 году он закончил университет в Беркли, а затем и Лондонскую школу экономики.
С 1989 года Хлебников стал работать в финансовом журнале Forbes, который занимает в США второе место по числу подписчиков.
В первую очередь журналист специализировался на темах, посвященных странам СНГ. В России Хлебников стал известен в конце 1996 году, когда опубликовал в Forbes статью "Крестный отец Кремля", в которой подробно рассказывал о теневых делах Бориса Березовского и утверждал, что олигарх фактически управляет российской властью.
Березовский подал на Forbes в суд и после многолетних тяжб стороны пошли на мировую. Журнал поставил на своем сайте опровержение, а Березовский отозвал иск.
Пока шли судебные разбирательства, Павел Хлебников продолжал собирать материалы на Березовского, благодаря чему завел много связей, как непосредственно в России, так и за ее пределами, пишет "Время новостей".
В частности, в Баку он в общей сложности больше 15 часов беседовал с Хож-Ахмедом Нухаевым, который якобы помогал Березовскому решать некоторые проблемы с представителями криминального мира.
Сам Нухаев называет себе международным представителем чеченской диаспоры, диссидентом, представителем законной чеченской власти и т.д. В этом статусе он даже встречался с Маргарет Тэтчер, Збигневом Бжезинским, Джеймсом Бейкером и Джеймсом Вульфенсоном.
Однако, по данным российских спецслужб, Нухаев был лидером одной из мелких преступных группировок, орудовавшей в Москве в конце 80-х годов, а потом нашел себе применение у Джохара Дудаева, став начальником службы разведки Чечни. Он участвовал в первой чеченской войне, был ранен и перебрался за рубеж.
Во время своего расследования о деятельности Бориса Березовского Павел Хлебников близко сдружился с соратником Александра Коржакова, бывшим сотрудником Службы безопасности президента Валерием Стрелецким, пишет "Время новостей".
Именно издательство Стрелецкого "Детектив-пресс" издало уже целую книгу Хлебникова о Березовском "Крестный отец Кремля". А потом Стрелецкий дал задание журналисту еще подготовить и книгу о Нухаеве.
Вот как об этом в одном из интервью рассказывал сам Стрелецкий: "Интервью у Нухаева Пол брал давно, набирая материал по Березовскому. Когда вышел "Крестный отец Кремля", Пол сказал мне, что у него есть 15 часов бесед с Нухаевым. "Прекрасная мысль, - сказал я ему. - Сядь и обработай". Когда обработал - тогда и издали".
В результате в книгу вошли все высказывания Нухаева, где он представлял себя чуть ли не главным "авторитетом" в Москве, способным одним словом поставить на место самых влиятельных мафиози. Также чеченец подробно описывал свои отношения с властью, свое видение, в каких случаях можно и нужно убить человека, высказывал радикальные исламские взгляды и т.д.
Все это сопровождалось острыми комментариями самого Хлебникова и анонимного сотрудника РУБОП Москвы, отмечает издание. Как рассказывал Стрелецкий, перед выходом он показывал книгу в ФСБ и МВД. А вот сам Нухаев до появления книги на прилавках даже и не подозревал о ее подготовке: Хлебников позже признался, что не согласовал с чеченцем текст масштабного интервью. Понятно, Нухаеву такое вольное обращение с его монологом могло не понравиться.
"Коржаков, Стрелецкий и некоторые чины из ФСБ постоянно снабжали Хлебникова информацией, - заявил бывший сотрудник ФСБ, получивший политическое убежище в Лондоне, Александр Литвиненко. - Причем передавали информацию дозированно - только то, что нужно им. А Хлебников на основании этого писал статьи. Причем использовали его в темную. Самого Хлебникова я считаю порядочным, но слишком доверчивым человеком. Сдружиться с российскими спецслужбами легко, а выйти из такого круга почти невозможно. Хлебников попал в этот круг и, как мне кажется, в последнее время он стал понимать, что его используют, захотел выбраться оттуда. Что касается истории с Нухаевым, то я не думаю, что он мог "заказать" Хлебникова. Если бы Нухаев убивал всех, кто о нем плохо пишет, то полегло бы уже несколько десятков журналистов".
"К сожалению, Хлебников с фактами обращался очень произвольно и многие из них сочинял, ну и, по-видимому, кому-то это сильно не понравилось, - считает Борис Березовский. - Он брал у меня интервью в 1996 году в Москве. После этого мы с ним не встречались".
В 2003 году Пол Хлебников провел несколько журналистских расследований о ситуации в странах СНГ. В частности, он опубликовал статью о сомнительной деятельности родственников президента Узбекистана Ислама Каримова. А потом журналист полностью сосредоточился на работе по созданию русского Forbes.
Выход этого журнала в России был задуман еще в начале прошлого года, но сразу возникли проблемы. Финансировать журнал согласилось немецкое издательство Axel Springer, однако оно не имело прав на марку Forbes. А с семьей Форбс долго не удавалось найти общий язык, пишет "Время новостей".
В результате они решили, что на первых порах отвечать за российский вариант журнала и его соответствие мировым стандартам должен Павел Хлебников.
Почти год журналист занимался этим проектом, а сам почти не проводил никаких расследований. Пилотный номер журнала вышел в марте, а уже в мае русский Forbes опубликовал список 100 самых богатых людей России.
Многие фигуранты этого списка остались им недовольны: одни обвиняли журнал в завышение своего состояния, другие, наоборот, в занижении. Впрочем, до открытых конфликтов и угроз дело не дошло. Последнее время Хлебников считал, что русский Forbes уже встал на ноги, и собирался осенью вернуться в США.
Одним из ключевых материалов первого номера Forbes, вышедшего в апреле этого года, стала история приватизации Череповецкого металлургического комбината ("Северсталь"), отмечает газета "Газета".
Автором статьи был сам главный редактор, которому удалось "разговорить" предшественника нынешнего главы "Северстали" Алексея Мордашова - Юрия Липухина.
Примечательно, что во всей российской прессе за прошедшие десять лет на эту тему было лишь несколько статей. И ни одной, где приводилось бы мнение Липухина. Он в 1992 году назначил Мордашова финдиректором, а в 1993-м доверил ему проводить приватизацию завода.
В итоге более 80% бумаг завода досталось лично подконтрольной Мордашову компании "Северсталь-Инвест" (в середине 90-х она была одним из крупнейших трейдеров "Северстали").
В 1996-м Мордашов сместил Липухина и стал гендиректором "Северстали". В кругах, близких к российскому металлургическому бизнесу, к сделавшему столь быструю карьеру Мордашову относились как к выскочке, который слабо разбирается в металлургии, и долгое время не воспринимали всерьез.
Но в "Северстали" ничего из ряда вон выходящего в статье Хлебникова не увидели. "Мы нормально отнеслись к этой публикации, поскольку обе ее персоналии - Алексей Мордашов и Юрий Липухин - люди известные и уважаемые в Череповце, - заявила ГАЗЕТЕ пресс-секретарь "Северстали" Ольга Ежова, - и даже перепечатали ее в местной прессе". Отметим, правда, что эта перепечатка в газете "Речь" была сделана с многочисленными купюрами.
Много шума надел и второй номер Forbes, в котором был опубликован список ста богатейших бизнесменов России. Пожалуй, настоящим откровением стало 35-е место Елены Батуриной, супруги столичного мэра Юрия Лужкова. Ее состояние журналисты оценили в 1,1 млрд долларов.
По некоторым данным, Елена Батурина, а также некоторые другие фигуранты Top-100, были весьма недовольны этой публикацией.
В итоге после непродолжительных переговоров в дружественном Forbes журнале Newsweek было опубликовано большое интервью с Еленой Батуриной, где подробно рассказывалось о происхождении капитала семьи московского градоначальника.
Издатели русскоязычной версии Forbes не намерены прекращать выпуск журнала
Издательство Axel Springer Russia, выпускающее русскоязычную версию журнала Forbes, намерено продолжать издание журнала в России.
"У издательства нет намерения закрывать журнал. Есть намерение продолжать его издание", - сообщила гендиректор издательства Axel Springer Russia Ирина Силаева.
"Мы по-прежнему находимся в шоке от убийства главного редактора Forbes Пола Хлебникова. Дайте нам 2-3 дня, чтобы сформулировать дальнейшие планы", - сказала Силаева.
The Times: Убийство Хлебникова - месть российских миллиардеров. Два месяца назад в Forbes был опубликован список 100 самых богатых людей России, включая подробную оценку их активов и информацию о том, как они сделали деньги. Некоторые бизнесмены были недовольны, так как сочли это вторжением в свою частную жизнь. В адрес редактора бизнес-журнала стали звучать угрозы, однако Хлебников не беспокоился по поводу своей безопасности.
The Wall Street Journal призывает за убийство Хлебникова спросить с Путина. Международный комитет защиты журналистов считает Россию проблемной зоной. ФСБ не раз предпринимала попытки заставить свободную прессу замолчать. Убийство главного редактора российского Forbes доказывает, что Россия не является нормальной страной. Возможно, для лидеров демократических стран пришло время спросить у Путина, существует ли в России власть закона, считает газета.
Последнее интервью Хлебников дал за 7 часов до смерти. В нем он говорил о влиянии олигархов на федеральную власть. В частности, главный редактор российского Forbes высказал свое мнение о "Сибнефти" и ситуации с ЮКОСом. Он рассказал, почему одну компанию разбирают по частям, а другая процветает.
The Times: Хлебников успокаивал жену, что ему ничего не грозит. По словам издателя Forbes, он чувствовал себя в России свободнее, чем в США, где слишком много политкорректности. Несмотря на то, что Хлебников был вовлечен в судебную тяжбу с Борисом Березовским из-за публикации критических материалов, он не беспокоился по поводу личной безопасности.
Frankfurter Rundschau: Россия - одна из самых опасных стран для журналистов. После распада Советского Союза в России были убиты десятки сотрудников СМИ. Большая часть журналистов давно практикует самоцензуру, но убийство Павла Хлебникова заставит дважды задуматься тех немногих, кто все еще готов вести опасные расследования.
The Times: Расследованием убийства Хлебникова займутся американские спецслужбы. Американская сторона работает "в тесном контакте" с российскими властями, сообщили в посольстве. Представители американского посольства сопровождали милицию во время обыска офисов Forbes и московской квартиры Хлебникова.