"Ходатайство следствия удовлетворить, продлить срок домашнего ареста на три месяца, то есть до 13 декабря", - сказала судья Ольга Быковская.
В ходе заседания представитель СК РФ настаивал на продлении срока домашнего ареста в связи с тем, что основания для этого не изменились и не отпали, следственные действия по уголовному делу не закончены, все лица в рамках него не установлены. Прокурор полностью поддержала ходатайство следствия и попросила не изменять обвиняемым наложенные ранее запреты.
В ходе заседания обе девушки лично просили суд изменить меру пресечения на подписку о невыезде из-за проблем со здоровьем. Отец Павликовой рассказал суду, что его дочь столкнулась с трудностями в получении медицинской помощи в медучреждениях из-за предрассудков персонала.
"В нашей поликлинике главврач испугался. Мы целый час сидели и объясняли, что она еще не осуждена. И даже в частные клиники мы не можем сейчас обратиться, там тоже трудности", - сказал отец Павликовой, слова которого приводит "Интерфакс".
Адвокат Анны Ольга Карлова также добавила, что из-за браслета, который обязана носить обвиняемая, ее подзащитной невозможно провести МРТ и флюорографию. Защитник Дубовик Максим Пашков поддержал позицию коллеги и также обратился в суд с просьбой смягчить меру пресечения для девушки.
"Сотрудник ФСИН запретил ей выходить на территорию перед домом. Человеку с такими диагнозами нужны хотя бы два часа прогулок. Ей МРТ нужно делать. А у нее браслет на ноге. Сотрудники ФСИН отказываются его снимать (для проведения процедуры. - Прим. "Интерфакса"), говорят, не положено. А как человеку лечиться?", - заявил Пашков.
Карлова также рассказала в суде, что у Павликовой есть направление в стационар, однако девушка пока что не может лечь в больницу для лечения, потому что "тогда она не сможет фактически находиться дома, по адресу проживания".
В связи с этим адвокаты обратились в суд с просьбой в случае отказа в смягчении меры пресечения изменить часть, касающуюся запретов при отбывании наказания под домашним арестом. В частности адвокаты просили разрешить фигуранткам дела совершать ежедневные двухчасовые прогулки. Суд, "пользуясь принципом гуманизма", разрешил обвиняемым двухчасовые ежедневные прогулки (с 13:00 до 15:00).
Также защитники просили суд упростить уведомление следователей о посещении обвиняемыми врачей. На данный момент девушки обязаны передавать следователю подписанный главным врачом талончик к каждому специалисту, которого им необходимо посетить, до приема у врача.
Адвокаты подчеркнули, что сами девушки не могут взять талончик, это за них делают родители. Защита просит разрешить девушкам свободно посещать врачей с последующим уведомлением следователя.
Защитница Павликовой также отметила, что у ее подзащитной есть абонемент в фитнес-центр с бассейном, поэтому она просила суд разрешить обвиняемой посещать его четыре раза в неделю. Также Карлова просила разрешить девушке звонить на мобильный телефон матери и отцу.
Защитники просили приобщить к материалам дела ряд медицинских справок о состоянии здоровья обвиняемых и личные поручительства за девушек (в том числе от члена Совета Федерации Владимира Лукина и председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой). Суд отклонил эти ходатайства защиты, так как адвокатами "не представлены документы, подтверждающие личность подписантов".
Следователь высказался против всех обращений адвокатов.
10 сентября Дорогомиловский суд продлил до 13 декабря домашний арест еще четверым фигурантам дела "Нового величия": Максиму Рощину, Павлу Ребровскому, Сергею Гаврилову и Рустаму Рустамову.
Всего по этому делу проходят 10 человек. Дорогомиловский суд Москвы 16 марта заключил под стражу шестерых активистов движения "Новое величие": Павликову, Дубовик, Петра Карамзина, Дмитрия Полетаева, Вячеслава Крюкова, Руслана Костыленкова. Еще четверых - Рустама Рустамова, Максима Рощина, Сергея Гаврилова и Павела Ребровского - суд поместил под домашний арест.
Фигурантам дела инкриминируют создание и участие в экстремистском сообществе (ч. 1 и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ). Следствие считает, что целью обвиняемых было свержение конституционного строя в России и установление временного правительства. По версии следствия, участники движения хотели захватить власть в России после государственного переворота.
Как следует из показаний одного из фигурантов дела, участники организации планировали посещения ночных клубов, "в ходе которых хотели собирать компромат на российских чиновников". Но, по словам адвоката Максима Пашкова, обвиняемые отказались от этой идеи, так как у них просто не было на это денег.
Адвокат Пашков 11 сентября также уточнил ТАСС, что в деле фигурируют показания несовершеннолетней девушки и еще трех свидетелей: Юрия Испанцева, Максима Расторгуева и Александра Константинова. "В отношении них мера пресечения не избиралась, но нам достоверно известно, что именно на основании их показаний и было возбуждено данное уголовное дело", - резюмировал адвокат.
Защита фигурантов утверждает, что обвинение было построено на показаниях сотрудников силовых структур, в том числе внедренного в группу в рамках оперативных действий штатного сотрудника Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ Александра Константинова, который представлялся активистам как Руслан Д. Именно он арендовал для группы помещение, обеспечивал ее финансово, стал автором "экстремистского" устава организации и самого названия "Новое величие". А потом именно он и стал ключевым свидетелем в этом деле.
В поддержку арестованных Павликовой и Дубовик была организована широкая общественная кампания. В первую неделю августа "Новая газета" создала петицию сайте Change.org с требованием изменить меру пресечения для Павликовой и Дубовик, которые на тот момент содержались под стражей уже пять месяцев. Петицию подписали почти 180 тысяч человек.
16 августа по ходатайству следствия Павликова и Дубовик были переведены судом из следственного изолятора под домашний арест. За день до этого в Москве прошел несогласованный с властями "Марш матерей", участники которого требовали отпустить подсудимых из СИЗО.
В конце августа на сайте Change.org появилась новая петиция с требованием к руководству России полностью прекратить дело "Нового Величия". Ее инициатором стал исполнительный директор фонда "За права человека" Лев Пономарев.
"Чем больше фактов и обстоятельств по этому делу становится известно общественности, тем очевиднее, что оно из себя представляет, и что стало истинной причиной его появления", - говорится в петиции. - У Государства всего два пути. Первый - продолжать путь произвола, манипуляции, натягивания формулировок, давления на обвиняемых и адвокатов, вбрасывания ложной информации, раскалывания общественного консенсуса... Этот путь - прямая угроза национальной безопасности России".
"Второй путь - прекращение дела "Нового Величия", как этого требует Закон. На сегодняшний момент в распоряжении следствия и прокуратуры есть все необходимые полномочия и материалы, чтобы принять такое решение", - говорится в петиции, которую подписали уже больше 40 тысяч человек, в том числе журналист Владимир Познер, музыканты Андрей Макаревич и Алексей Паперный, писатели Людмила Улицкая и Павел Катаев, актеры Лия Ахеджакова и Лев Прыгунов, глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, экономист Сергеем Алексашенко, политики Владимир Рыжков и Геннадий Гудков, другие известные люди.
С похожим заявлением в прокуратуру и Следственный комитет обратилась мать Павликовой.