Возможно, опрос ВЦИОМ был в большей или меньшей степени подогнан под теоретические представления о том, как классифицируются политические взгляды на устройство общества. В частности, рядом с откровенно "коммунистическим" вариантом ответа "всем поровну, все равны, нет ни бедных, ни богатых" стоял классический "западно-либеральный" - "социальное равенство, равноправие, законность для всех, защита прав граждан, честность". Или, наоборот, еще одно, очень конкретное и приземленное определение - "бесплатная качественная медицина, доступное образование для всех". Но теория, от которой отталкиваются в том числе и партии, причисляя себя к тому или иному крылу политического спектра, судя по всему, значительной части электората чужда. Стойкие избиратели левых выбирали правые лозунги, и наоборот.
В результате вопреки расхожим убеждениям политтехнологов, которые полагают, что государственная социальная политика вообще и популизм в виде раздачи всяких благ в частности - это тема, которая интересует жителей России более всего, лидирующим оказался самый либеральный и наименее популистский вариант. Он предполагает, что социальная справедливость - это прежде всего равноправие и законность для всех. Этот вариант выбрали 19% респондентов. На втором месте - коммунистическая мечта про "всем поровну" (14%). 13% "проголосовали" за нечто вроде умеренного социализма в шведском варианте ("благополучие народа, достойные зарплаты и пенсии у простых людей, доступное жилье"). Господдержка нуждающихся слоев населения набрала 6%, а описание советского строя под лозунгом "от каждого по способностям, каждому по труду" - лишь 3%.
При изучении же корреляции этих ответов с электоральными предпочтениями заметно, что "Справедливой России" впору менять цвет флага: 21% ее сторонников голосуют за социальную справедливость "как при коммунизме". Даже у партии Геннадия Зюганова этот показатель ниже - 18%. Больше коммунизма поклонники "эсеров" любят лишь "достойные зарплаты и пенсии у простых людей и доступное жилье" (24%), а вот советско-социалистический лозунг "блага по заслугам, по труду" электорат Сергея Миронова почему-то терпеть не может.
ЛДПР наконец-то нашла стороннее подтверждение истинности первой половины своего названия: 22% сторонников Владимира Жириновского выбирают либеральный вариант социальной справедливости и только 11% - "всем поровну, как при коммунизме". Почти такой же показатель у "Единой России" (21% за "равноправие, законность для всех, защиту прав граждан"). Но избиратели партии власти в отличие от жириновцев неравнодушны и к коммунистическим идеалам социальной справедливости - за них высказываются 14%.
Мнение же электората КПРФ ровненько разошлось по всем вариантам ответов. Необычно лишь то, что избиратели этой партии с равной охотой выбирали и справедливость "как при коммунизме", и более либеральное "социальное равенство" - 18 и 17%. Но все-таки КПРФ - это главная партия социальных пессимистов. Именно ее сторонники чаще других предпочитали ответить, что "социальной справедливости нет".
Кроме того, опрошенным было предложено определиться, в каких именно областях следует применять принципы социальной справедливости. Если убрать из рассмотрения не слишком информативный ответ "во всех сферах жизни общества", за который голосуют 44% россиян, то в лидерах окажутся медицина и образование (15 и 13% соответственно). Причем за эти отрасли особенно активно голосовали самые преуспевающие регионы - Москва и Санкт-Петербург. Более трети (36%) жителей двух столиц хотят социальной справедливости именно в медобслуживании, 26% отметили образовательные услуги. В других крупных городах такой выбор сделали лишь по 14% опрошенных.