Пилотное постановление было принято после рассмотрения жалобы Сергея Ананьева, Геннадия Баширова и Гюльнары Башировой, которые в период с 2005 по 2008 год содержались в СИЗО в разных регионах России в ходе уголовных процессов над ними.
В 2007 году Ананьев провел почти два месяца в 15-метровой камере смоленского СИЗО. Камера была рассчитана на 13 человек, но фактически в ней содержалось до 20 заключенных. В свою очередь двое других заявителей содержались в разных камерах астраханского СИЗО и утверждали, что все они были переполнены.
Всего в Страсбурге приняли 90 решений по жалобам на содержание в изоляторах, в том числе и по делу экс-главы компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского, которые до настоящего времени полностью не исполнены.
Смысл пилотного решения ЕСПЧ состоит в том, что инстанция на примере конкретной ситуации выявляет и описывает системную проблему в правопорядке конкретной стороны, то есть проблему, которая приводит к массовым нарушениям прав человека. Также в рамках пилотной процедуры суд указывает на направления и способы решения выявленной проблемы, уточняет "Газета.ru".
ЕСПЧ обязал российские власти найти комплексный подход к решению проблемы переполненности следственных изоляторов, причем не только путем строительства новых. В Страсбурге привели статистику, согласно которой решения о заключении под стражу суды принимали в 90% случаев, а продлевают его в 98%, несмотря на предусмотренные законодательством альтернативные меры.
В ЕСПЧ считают, что тюрьмы должны быть пристанищем только для фигурантов самых тяжких дел, связанных с насильственными преступлениями, и что содержание под стражей должно быть исключительной мерой, а не нормой. Максимальное количество содержащихся в СИЗО должно соответствовать хотя бы национальным стандартам – это четыре квадратных метра на человека, тогда как по международным нормам эта площадь должна быть в два раза больше.
В числе прочего ЕСПЧ требует повесить шторки или поставить стенки вокруг туалетов в камерах, убрать плотную сетку на окнах, которая ограничивает доступ дневного света, и увеличить количество банных дней.
Также в Страсбурге рекомендуют расширить и полномочия начальников СИЗО, предоставив им право отказываться от принятия заключенных в случае переполненности изоляторов.
Программу таких мер российские власти должны подготовить в сотрудничестве с Комитетом министров Совета Европы в течение полугода после вступления постановления в силу, а также установить обязательные сроки для правовой защиты в связи с неадекватными условиями содержания под стражей. Кроме того, ЕСПЧ предоставляет российским властям возможность возместить ущерб авторам поступивших в ЕСПЧ жалоб в течение года с момента, когда они были доведены до сведения РФ.
Реакция юристов: "Все равно ничего не изменится"
Глава Центра содействия международной защите Каринна Москаленко называет решение ЕСПЧ "грандиозной победой российской правовой системы над самой собой", которая позволит не мучить людей в местах заключения и исполнить в полном объеме 90 ранее вынесенных решений по таким делам.
В свою очередь, адвокат Алексей Демин усомнился в том, что за Россией после вынесенного решения ЕСПЧ последуют действия. "Возможности давления на заключенных в изоляторах у нас, в России, огромные. Подход дифференцированный: помогаешь - отношение будет лояльным, нет - нет. В европейских странах такое невозможно", - цитирует его РИА "Новости".
"Когда люди спят в три смены, а больные находятся со здоровыми - это не что иное, как пытки. Исполнение решения ЕСПЧ требует значительных финансовых и организационных вложений. Для этого потребуется десятки лет. Главное - это желание перемен со стороны властей. К сожалению, многим власть имущим сложившаяся система очень выгодна", - считает защитник Алексей Мельников.
Адвокат Ирина Хрунова уверена, что ЕСПЧ принял такое решение, поскольку "ему надоело 12 лет выносить аналогичные решения по каждому конкретному случаю". По ее словам, в одном решении она прочитала, что суд верит заявителю, так как ранее рассматривал подобную жалобу из этого же СИЗО. "Понимаете? В лицах уже суд узнает", - подчеркивает она.
Хрунова считает, что после этого вердикта ЕСПЧ в российских изоляторах принципиально ничего не изменится. "Если на протяжении такого огромного времени Россия выплачивает компенсации за нарушение прав - и это ни на что ее не сподвигло, то каких глобальных перемен стоит ждать?" - резюмировала она.