"В ходе проверки комиссия Росздравнадзора выявила, что приказ... номер 3764 "О тактике ведения больных и пострадавших на догоспитальном этапе", на основании которого пациенту было отказано в госпитализации, противоречит существующим законодательным актам Российской Федерации и Департамента здравоохранения города Москвы", - говорится в сообщении Росздравнадзора.
В частности, отмечают специалисты, данный документ предписывает оставлять пациентов с рядом заболеваний под амбулаторным наблюдением, что идет в разрез с одним из приказов столичного Департамента здравоохранения, согласно которому такие больные подлежат госпитализации. Кроме того, главврач не наделен полномочиями по изданию приказов, определяющих маршрутизацию пациентов в системе здравоохранения субъекта РФ - издание таких документов относится к компетенции органа управления здравоохранением, отмечают в ведомстве. В данном случае, орган управления - это Департамент здравоохранения Москвы.
В ходе проверки комиссия выявила заметное снижение в августе (приказ был издан 7 августа) числа госпитализированных в больницы Москвы. Главврачу Станции скорой помощи предписано в срок до 12 сентября устранить все нарушения. Что касается скандального приказа, то он уже отменен.
"Самое настоящее преступление против людей"
Резонанс вокруг новых правил госпитализации возник после того, как одна из жительниц мегаполиса сообщила, что ее мужу из-за отказа врачей в госпитализации впоследствии был ампутирован палец. Медики, по словам женщины, посоветовали пациенту обратиться за помощью в поликлинику, сославшись как раз на новый приказ. По имеющейся информации, документ указывал, что госпитализации не подлежат лица с диагнозами "гипертонический криз не осложненный, в том числе из общественных мест, с улиц и при впервые возникшем", "хроническая сердечная недостаточность", "острый простатит" и ряд других.
Некоторые члены столичных бригад скорой помощи вышли на связь с журналистами и подтвердили существование приказа. "Это самое настоящее преступление против людей, продолжение того же самого геноцида, - говорил сотрудник пункта скорой помощи номер 15. - По той простой причине, что ряд заболеваний, по которым мы теперь не можем госпитализировать, в конечном итоге могут привести к инвалидизации либо смертности. Там очень опасные инфекционные заболевания, целый ряд заболеваний, по которым раньше даже не было вопросов: "Да! Везти сразу же!"
Фельдшер одной из столичных бригад "скорой помощи" рассказывал "Новым известиям", что совестливым врачам в буквальном смысле приходилось идти на служебный подлог - на бумаге "утяжелять" диагноз пациента, чтобы добиться для него места в стационаре. "По этому приказу мы должны передавать активы в поликлинику. Но, допустим, сегодня суббота, и врач может прийти только в понедельник. Получается, пациенты должны мучиться", - рассказывал медработник.
Чиновники пеняли на "непонятливость" врачей
Чиновники перекладывали ответственность на самих врачей: "Это чушь, все это вранье" - заявляли в столичной мэрии и добавляли, что медики-де просто неправильно поняли приказ. "Этот документ носит рекомендательный и пояснительный характер. Он вводился в целях оптимизации работы машин скорой помощи", - заявляла "Новым известиям" руководитель пресс-службы Департамента здравоохранения Москвы Элина Николаева.
"Я считаю, что вокруг этого документа возникло больше пересудов, чем он того стоит. Это внутренний документ скорой помощи, который регламентирует порядок поведения докторов. Просто ту ситуацию с отказом в госпитализации связали с этим приказом, а она с ним никак не связана", - заявила M24.ru председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы Людмила Стебенкова.
В то же время в СМИ и блогах высказывались предположения, что документ был "специально написан непонятным языком, чтобы замаскировать вводимое ограничение на госпитализацию", и связан с развитием системы платных бригад скорой помощи, которые действуют в Москве с прошлого года.
Теперь в произошедшем предстоит разобраться компетентным органам. "Информация по контрольно-надзорным мероприятиям передана в Министерство здравоохранения Российской Федерации, Департамент здравоохранения города Москвы и столичную прокуратуру", - сообщили в Росздравнадзоре.