Романова рассказала, что собиралась вернуться из Франции, где изучала местные тюрьмы, 5 декабря, а 6 декабря прийти на заседание суда. "Но внезапно мои адвокаты мне написали, что пора переходить в атаку, потому что изменились обстоятельства", - сообщила правозащитница.
Объяснить, что это за обстоятельства, она не смогла, поскольку они ей самой "пока не очень понятны", "потому что я не в России, а люди, находящиеся в России, уже давно опасаются говорить по телефону, опасаются писать личные сообщения в Facebook или в Telegram", пояснила Романова.
Адвокаты, по ее словам, "мягко говоря, не советуют (приезжать). Прямо топают на меня ногами". Она связывает это с иском, поданным организацией к ФСИН в Следственный комитет.
"Если учесть ведомственную принадлежность ФСБ директора ФСИН - господина (Геннадия) Корниенко, если учесть интерес ФСБ ко всем, кто имеет отношение к малейшему инакомыслию, и то, что такими людьми занимается управление по борьбе с терроризмом и защите конституционного строя, которое даже ведет дело Кирилла Серебренникова, то я легко себе представляю причинно-следственные связи", - подчеркнула Романова.
Иск к ФСИН связан с обвинениями в присвоении 180 тыс. "бюджетных" долларов
Доследственная проверка, возбужденная по заявлению заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Анатолия Рудого, связана с тем, что организация "Русь сидящая", по его версии, украла бюджетные деньги в размере 190 или 180 тысяч долларов. Выдержки из заявления Рудого в СК опубликовал Алексей Федяров на своей странице в Facebook.
"В нашей организации нет бюджетных денег и быть не может по определению", - отмела это подозрение Романова, но объяснила, что Рудый имел в виду работу, выполненную по заказу Всемирного банка ООО "Русь сидящая", компанией, которая создана шесть лет назад.
"Это один из наших проектов, он длился два года. Сначала мы изучали, привлекая специалистов кафедры социологии Высшей школы экономики, потребности заключенных, поняли, какие у них пробелы и чего заключенные не знают", - рассказала Романова.
В рамках этого проекта было выпущено 100 тыс. экземпляров брошюр, а также прочитаны лекции осужденным, родственникам осужденных и сотрудникам ФСИН, причем лекций было прочитано не 60, как положено по контракту, а 92. Описываемые события относятся к 2015 - 2016 годам.
В заявлении Рудого утверждается, что лекций не было. "Все эти лекции были подтверждены документально. Мы всегда знали, что на нас может быть наезд, и поэтому мы с большой серьезностью относимся к любой теме", - утверждает Романова.
По ее словам, проделанная работа была задокументирована. "Да, у нас есть фотографии, благодарности. Мы всегда просили сообщить о судьбе наших брошюр, сообщить, куда они распределены, в библиотеки или еще куда-то", - отметила глава "Руси сидящей".
После проведения проверки юристы "Руси сидящей" обратились к крупным контрагентам, с которыми осуществлялся проект, в том числе Минфину, Всемирному банку и другим операторам проекта, с просьбой оплатить разницу за прочитанные 92 лекции вместо 60. "Нам нужно было таким образом подтвердить, что работа нами выполнена", - пояснила Романова.
По информации Романовой, после проверок СК вынес два отказа в возбуждении уголовного дела. В начале недели ей стало известно, что дело собираются передавать в МВД. "Это старая добрая русская традиция: если одно ведомство не хочет пачкаться, оно передает дело другому", - объяснила она.
Сама Романова считает, что проверки "Руси сидящей" начались после того, как организация стала помогать задержанным в ходе протестных акций 26 марта. "Управление по защите конституционного строя заинтересовалось мной после 26 марта. Понятно, что замдиректора ФСИН традиционно интересуется работой нашей организации", - объяснила Романова.
Она рассказала, что уехала из России после первых обысков, прошедших в "Руси сидящей" в июне 2017 года. Лето Романова прожила во Франции и Италии. Затем ей поступило предложение о работе, как она пишет, "в респектабельном немецком фонде", которое она приняла 1 сентября. В Кремле отказались комментировать ее отъезд, заявив, что "вряд ли подобные вопросы следует выносить на уровень президента.
"Русь сидящая", основанная Романовой, оказывает помощь заключенным и их семьям. Проект финансируется в основном за счет добровольных пожертвований и, как написала Романова, за счет "работы по контрактам".