Сейчас Сафронов находится в статусе подозреваемого, обвинения ему будут предъявлены в понедельник, 13 июля. Адвокаты экс-журналиста полагают, что его обвинят в выдаче гостайны иностранцам в корыстных целях. С целью проверить, на что жил журналист, силовики обыскали и допросили его близких подруг - главреда журнала "Холод" Таисию Бекбулатову и журналистку Ксению Миронову.
Как рассказали адвокаты Сафронова Олег Елисеев, Дмитрий Катчев, Евгений Смирнов и Сергей Малюкин, сейчас Сафронов находится в Лефортово, с адвокатами он не виделся со вторника, когда состоялся суд по мере пресечения. Он отказался давать показания следователям при задержании, больше его не допрашивали.
По словам Елисеева, Сафронов чувствует себя хорошо, "по крайней мере, чувствовал на заседании об избрании меры пресечения". Жалоб на следствие у Сафронова нет, однако у защиты пока нет разрешения от следователя на посещение изолятора. Свидания с подзащитными проходят через стекло и по телефону, ни о какой конфиденциальности речи нет. Адвокаты рассчитывают на то, что смогут пообщаться с Сафроновым после предъявления обвинения.
Сам Сафронов в разговоре с членом ОНК Евой Меркачевой, которая пообщалась с ним в СИЗО, пожаловался на информационный голод: "Ни газет, ни телевидения. Не понимаешь, что происходит с тобой и вообще на свободе. Журналисту (хоть и в прошлом) это особенно тяжело". Он связывает свое преследование с журналистской работой, однако с каким именно материалом это связано, пока неизвестно.
Адвокаты не исключают, что поводом для "разработки" Сафронова стал его материал в "Коммерсанте" о продаже истребителей Су-35 Египту или же заметка о предполагаемом уходе в отставку главы Службы внешней разведки Сергея Нарышкина и спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Однако адвокаты подчеркивают, что Сафронова ранее не вызывали на допросы в ФСБ ни по каким вопросам.
Адвокаты говорят, что следственное управление ФСБ не представило в суде никаких документов, подтверждающих обоснованность заключения журналиста под стражу: ни справок, ни рапортов о том, что он мог совершить госизмену, в материалах дела нет. Не увидела защита и документов, где были бы прописаны предполагаемые следственные действия. Кроме того, по делу не проведено ни одной экспертизы, а одно из заключений о том, составляют ли гостайну сведения, которыми располагал Сафронов, сделано около года назад. Неизвестна и версия следствия о мотивах вменяемого Сафронову преступления. "Написано, что из корыстных побуждений, точка. Ни каким способом, ни суммы - ничего", - пояснил адвокат Смирнов.
Вместе с тем собирать материалы на бывшего журналиста следователи ФСБ могли вплоть до его ареста. Так, по словам еще одной близкой подруги арестованного, 30 июня и 1 июля ее аккаунты в социальных сетях минимум семь раз взламывали с использованием VPN: девушка получала письма о том, что в ее аккаунты заходят то с территории России, то из Индонезии, то из Китая. Женщина предполагает, что взломщиков могли интересовать ее переписки с Сафроновым, однако подтверждений этой информации нет.
Кроме того, в квартирах матери и сестры журналиста прошел обыск, однако они не задержаны и не имеют процессуального статуса по делу. Также, как сообщал близкий к следствию источник ТАСС, оказались заблокированы банковские счета Сафронова и его родственников. Однако эту информацию опровергла пресс-секретарь Лефортовского районного суда Москвы Ксения Первовласенко.
"Постановления об аресте имущества Сафронова И.И. Лефортовским районном судом на сегодняшний день не выносились", - сказала она.
С точки зрения защиты Сафронова, показательно и присутствие в деле семи томов, содержание которых пока не известно. По мнению защиты, речь идет об оперативных материалах, которые были наработаны минимум за год до возбуждения уголовного дела. "Обычно проводят полный спектр мероприятий - и наблюдение, и прослушка, и снятие информации с технических каналов связи, и запрос справок, и опросы", - пояснил BBC один из адвокатов Сафронова.
Следствие не представило и документов, обосновывающих подозрение Сафронова в передаче неким спецслужбам Чехии некой секретной информации в 2017 году. Защита не исключает, что они могут быть сфальсифицированы: у ФСБ мог иметься бланк анкеты чешской спецслужбы, и они сфальсифицировали его в отношении журналиста. Ранее таким же образом было сфальсифицировано дело о госизмене Карины Цуркан, по которому работает один из следователей ФСБ по делу Сафронова Дмитрий Креков. Дело Цуркан готовится к передаче в суд: по мнению адвокатов, если фальсификация в деле Цуркан будет пропущена судом, это станет допустимо и в деле Сафронова.
Военный журналист и юрист Григорий Пасько, который с 2015 года живет в Чехии, также заявил, что никогда не слышал, чтобы журналист Сафронов бывал в Чехии или был связан с кем-то из чешских коллег или органов. Пасько предположил, что Чехия появилась в деле из-за скандалов, которые длятся последние несколько лет, включая так называемый "рициновый" скандал и инцидент с перемещением памятника маршалу Коневу.
Кроме того, защита обвиняет следствие в неоднократном нарушении прав Сафронова. Так, адвокатов не допустили к Сафронову во время обысков во вторник, а также на допрос в следственном управлении ФСБ. В итоге защитники встретились со своим клиентом только на суде по мере пресечения. Сам же суд по избранию меры пресечения проходил с грубейшими нарушениями, так как следствие эти действия ничем не обосновало. Апелляцию защиты по этому поводу Мосгорсуд рассмотрит в течение двух-трех недель, но реальных шансов на отмену ареста нет.
В то же время адвокаты одобрительно высказываются о положительных характеристиках Сафронова со стороны Роскосмоса и считают важной общественную кампанию в его защиту, однако пока что признают уровень поддержки Сафронова недостаточным. Об этом говорит, в частности, тот факт, что в дело пока не вмешался Кремль: поддержка властных структур могла бы стать решающей в деле Сафронова, так, как это произошло с нашумевшим делом Ивана Голунова.