В ходе обсуждения процедурных вопросов выяснилось, что председателю Лефортовского райсуда Василию Голованову было направлено уведомление от руководства следственного управления ФСБ , в котором говорилось, что все судебные документы по делу Сафронова составляют тайну следствия, а материалы расследования - гостайну, на основании чего слушание должно носить закрытый характер. Защитники журналиста выступили против удовлетворения ходатайства, называя его непроцессуальным и противоречащим постановлению пленума Верховного суда о гласности правосудия. Однако гособвинитель из Генпрокуратуры поддержал ходатайство, и судья распорядился закрыть процесс для СМИ.
После этого защитники смогли ознакомиться с материалами, поступившими в суд из ФСБ: что именно инкриминируется Сафронову, не знал никто из адвокатов. Ходатайствуя об аресте журналиста, следователи заявили, что его вина доказывается результатами трех проведенных по делу экспертиз, а также результатами оперативно-розыскных мероприятий в его отношении, в том числе "прослушками" его переговоров и данными его почтовых отправлений. Однако защите с этими сведениями ознакомиться не дали, предоставив их только судье. Кстати, постановление о возбуждении уголовного дела против Сафронова заняло всего полторы страницы, в которых все подробности расследования были опущены.
Как уточняет РИА "Новости", всего в деле журналиста насчитывается семь томов, что весьма необычно. "За ним очень долго следили и собирали на него информацию. Насобирали в итоге на один эпизод, который объяснить не смогли, это все голосовно. В материалах дела также содержатся его электронные письма и записи звонков за долгий период времени", - сказал адвокат Сафронова Иван Павлов. Сам Сафронов вину не признал
Павлов сообщил, что в ходе заседания адвокаты просили отложить разбирательство на 72 часа, чтобы получить время на сбор материалов, характеризующих подозреваемого, но судья эту просьбу отклонил. Тогда адвокаты попросили ограничиться в отношении Ивана домашним арестом или иной мерой пресечения, не связанной с лишением свободы. Однако судья арестовал Ивана до 6 сентября. При этом было отмечено, что сам судебный материал "не содержал гриф секретности", а слушания закрыли на основании ст. 241 ("Гласность") Уголовно-процессуального кодекса в связи с тем, что разбирательство уголовного дела может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны. Защита обжалует решение об аресте журналиста.
В поддержку Ивана Сафронова выступил ряд ведущих СМИ страны, включая РБК, "Медузу", Forbes, "Ведомости", Znak.com и телеканал "Дождь". Большинство из работавших с ним журналистов считает подозрения в адрес Ивана просто абсурдными, требуя, чтобы расследование его дела проходило максимально гласно. Официальное обвинение журналисту планируют предъявить 13 июля.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что узнал о задержании Ивана Сафронова из СМИ, но не видит необходимости ставить в известность главу государства или брать расследование этого дела на контроль. По версии Пескова, задержание Ивана "никоим образом не связано с журналистской деятельностью". Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин также отметил, что Сафронов не имел доступа к закрытой информации, подчеркнув, что знает его как журналиста, который глубоко разбирается в материалах, и не сомневается в его высоком профессионализме и его личной порядочности.
По версии ФСБ, Иван Сафронов был завербован сотрудниками одной из спецслужб Чехии в 2012 году и через пять лет получил задание собрать сведения о военно-техническом сотрудничестве РФ со странами Африки и действиях российских военных на Ближнем Востоке. Соответствующая информация была передана им по интернету в спецслужбу Чехии, которая поделилась этими сведениями со спецслужбами США.