Мероприятие носило мирный характер, участники отмечали дружелюбный настрой собравшихся, которых Владислав Сурков окрестил "рассерженными горожанами". Однако власть в целом за прошедший год приучила общество к слову "болото". И хотя помимо Болотной площади протестующие еще не раз собирались в других местах столицы, их уличная активность в целом стала именоваться именно так, а участников кремлевские чиновники называли "болотными", пишет "Коммерсант".
Газета, впрочем, уловила смену тональности в последнее время - после того, как политологи публично объявили об окончании новой протестной волны. При этом власти не обольщаются: глава Совета безопасности РФ Николай Патрушев на вчерашней встрече кремлевского руководства с доверенными лицами Владимира Путина предупредил, что "опасность "оранжевой революции" остается актуальной и будет в будущем" как в России, так и в странах СНГ.
Для "болотных" в Кремле придумали другое слово - "сытые"
Что касается "болотных", то пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на этом мероприятии с пониманием заговорил об этих людях. Он констатировал появление в городах-миллионниках нового класса "сытых", "комфортно чувствующих себя людей". "Сытые стали недовольными, потому что захотели инвестировать в свое государство, в демократию, захотели быть причастными к управлению страной, к ее будущему, и вот здесь наше государство забуксовало, потому что государство по природе своей косное", - цитирует его "Коммерсант".
Выступление Пескова стало одним из самых ярких и богатых на афоризмы, замечает РБК. Чиновник заявил, что на Болотную площадь вышли не те, кому не нравится государство в целом, а люди с их личными, частными проблемами. "Что такое Болотная? Каждый недоволен чем-то маленьким. Ну вот садиков нет, у кого-то взятки вымогают, у кого-то ребенка в школе плохо учат, к кому гаишник пристал. Государство оказывает некачественные услуги", - объяснил пресс-секретарь многотысячные митинги, пестревшие лозунгами против Путина.
А вот что думают политологи: по их мнению, год назад на Болотной площади произошло пробуждение политического правосознания среднего класса. При этом будущее протеста они оценивают по-разному: одни считают, что в нынешнем виде он сойдет на нет, другие отмечают, что критические настроения по отношению к власти только усилятся, третьи видят грандиозные перспективы у гражданского движения, но не Координационного совета оппозиции. Подробно с мнением опрошенных экспертов знакомит РИА "Новости".
Чирикова: "Мы набираем высоту, и ощущение не очень..."
Из числа самих оппозиционеров, бывших в числе организаторов массовых акций, свою оценку "протестному году" дала член Координационного совета Евгения Чирикова. "Главное, чем характеризуется уходящий год: наше общество, создав активное гражданское движение, прошло точку невозврата", - пишет она в РБК daily. Если сравнивать с полетом самолета, то "это точка, когда самолет или дальше развивает скорость и взлетает, или сбрасывает скорость и остается на земле", - объяснила лидер движения "В защиту Химкинского леса".
"Уверена, что в этом году мы скорость все-таки набрали и благополучно поднялись в небо. Мы набираем высоту, и ощущение не очень: уши закладывает, вокруг туман, но ясно одно: мы в качественно новом состоянии - летим, и пути назад нет", - пишет Чирикова. По ее убеждению, многотысячные митинги доказали самому народу, "что можно жить, не только как "барин решил". Что если "барин" вор и дурак, то его указам вовсе не обязательно беспрекословно подчиняться".
Теперь время протеста сменяется временем поиска смысла, рассуждает активистка оппозиции: "Сейчас перед гражданским обществом стоит острейшая необходимость сформулировать новый путь развития страны, кардинально и качественно отличающийся от предлагаемого правящей партией. Для формирования новой системы необходимо понять, что не устраивает в старой".
Прежде всего, по мнению Чириковой, "нужно изменить систему сырьевой экономики на систему устойчивого развития", совершить "переход к экономике человеческого капитала". Это "позволит развиваться и инновационным отраслям, и системе образования, и всевозможным демократическим институтам, включая честные суды и законопослушную полицию".
"Думаю, именно этого, смены экономической системы, а не протеста против Путина, и надо по-настоящему добиваться. Путин - это всего лишь частный случай намного более страшного явления", - пишет одна из лидеров оппозиции. Она подчеркивает, что только эволюционный путь позволит обойтись без человеческих жертв, и призывает "формулировать новый путь развития страны и всеми возможными способами доводить информацию об этом до сведения граждан".