Более того, по мнению авторов, Владимир Путин устраивает значительную часть участников оппозиционных мероприятий. (Сами оппозиционеры это опровергают. - Прим. ред.). Слоган "Россия без Путина" представляется им бесперспективным. А "почти все" из числа опрошенных Фондом, кто голосовал на выборах президента за других кандидатов, якобы готовы изменить свою позицию, если будут решаться ключевые проблемы страны: в сферах ЖКХ, здравоохранения, борьбы с коррупцией.
- "НГ": протестное движение недооценило Путина
Вместе с тем Фонд не исключает новых митингов, причем уже в масштабах всей страны, к началу очередного избирательного цикла 2016-2018 годов. Инструментом их организации вновь станут социальные сети и блогосфера, считают эксперты.
Некоторые тезисы из этого исследования были кратко изложены еще две недели назад, но это не мешает считать его полную публикацию своеобразным ответом на уже вышедшие аналогичные доклады экспертов, в том числе не зависимых от российских властных структур.
В частности, Центр политической информации Алексея Мухина констатировал, что сложный год не перерос в начало эпохи нестабильности, и российскому обществу удалось избежать раскола: "Всего за год в России начался и закончился период общественно-политической турбулентности".
Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина раскритиковал власть за отказ от диалога с протестным обществом и предупредил, что на преодоление кризиса доверия остается не больше года-двух. И хотя сейчас предпосылок к новым протестам нет, они могут возникнуть, причем предпосылки социального характера, и тогда возникнет настоящая "революционная" угроза.
Доклад Фонда развития гражданского общества при желании можно рассматривать как ответ на исследование Центра стратегических разработок, где говорится, что население уже не страшится революции и даже желает ее. Там также описаны три сценария, из которых самым реалистичным названо массовое гражданское неповиновение с непредсказуемыми последствиями.
Впрочем, глава ЦСР Михаил Дмитриев спустя пару недель после выхода этого доклада, как раз в канун годовщины Октябрьской революции, опроверг радикальные сценарии смены власти. Он пояснил, что революция невозможна из-за депрессивности общества, но подтвердил, что считает возможным некое массовое неподчинение властям, которое вынудит власть так или иначе обновиться.
Протест перестал быть "модным"
Доклад Фонда развития гражданского общества, опубликованный на его сайте, озаглавлен "Новая протестная волна: мифы и реальность". Авторы считают, что на пике этой волны наблюдалась так называемая "мода на протест". Именно это явление представляло "значительный мобилизующий потенциал" для молодежной аудитории и представителей среднего возраста - активных пользователей интернета.
Однако в конце концов, по выражению экспертов, "модное явление "массовый гражданский протест" достаточно быстро перешло из категории "новинка сезона" в категорию "прошлогодняя коллекция".
К спаду протестной активности привели как объективные, так и "внутренние" причины, заключают аналитики, намекая на разобщенность между лидерами и простыми участниками массовых акций. "Рассерженные горожане" и креативный класс стремились заявить о себе как о новой политической силе, заставить власть считаться с собой и своими интересами, однако риторика лидеров протеста носила чуждый им характер, включая радикальные призывы к революции и свержению власти", - говорится в докладе.
Среди объективных причин отмечается стабилизация ситуации после президентских выборов и "преодоление кризиса легитимности и доверия к власти". А также усталость от выборной тематики, устаревшей по окончании федерального избирательного цикла. К тому же, как убеждены в Фонде, реформа политической системы уже "создала предпосылки для перевода политической и общественной активности в легитимное поле".
По оценке экспертов фонда, актив политических протестов составляет сейчас не более 5 тысяч человек в Москве. В этом составители доклада, вероятно, близки к истине. Например, митинг в честь годовщины начала протестов на Чистых прудах в среду собрал лишь около 300 человек. О том, как он прошел и что говорят о небольшой численности сами оппозиционеры, рассказывают газеты - обзор есть на сайте "Заголовки".
Вместе с тем "проблемные мотиваторы протестов сохраняются". Как сказал "Коммерсанту", глава Фонда Константин Костин, основными факторами, которые увеличивают риски усиления митинговой активности к следующему циклу федеральных выборов, являются социально-экономические проблемы и отсутствие политической силы, которая представляла бы интересы "рассерженных горожан".
Оппозиционеры не заметили на митингах "любителей Путина"
В свою очередь представители оппозиции - как системной, так и внесистемной - в комментарии газете оспорили некоторые выводы прокремлевских политтехнологов. Недоумение у них вызвало заявление о том, что значительная часть активных и потенциальных участников митингов в целом довольны Владимиром Путиным, считая его безальтернативным на данный момент гарантом стабильности в стране.
"Коммерсант" цитирует лидера "Яблока" Сергея Митрохина: "Я как включенный наблюдатель и участник митингов могу сказать, что меня как раз не устраивает, что все они были зациклены на ненависти к Путину - и как к личности, и как к собирательному образу. К сожалению, больше людей ничего не объединяло".
Член ЦК КПРФ Сергей Обухов также не заметил на митингах "любителей Путина". Он даже был удивлен тому, что "рассерженные горожане" выражали такое резкое неприятие Путина. "Они были более радикальны, чем даже та публика, которая обычно ходит на коммунистические митинги", - сказал он.
"НГ": протестное движение недооценило Путина
Между тем "Независимая газета" в редакционной статье на тему итогов "года митингов" пишет, что протестное движение недооценило Путина. "Он смог провести довольно агрессивную предвыборную кампанию, воспользоваться преимуществами, которые давала ему годами строившаяся под него самого система власти, консолидировать значительную часть электората, для которой Болотная неприемлема идейно и стилистически", - рассуждают журналисты издания.
Вместо обновленной страны итогом года стал обновленный политический конфликт, полагают они. Одна из сторон этого конфликта - власть - имеет над другой - оппозицией - явное преимущество и "постоянно реализует его, одерживая победы на прямых выборах и меняя правила игры при помощи законов". Победам власти дает дополнительную легитимность реформированная политическая система, ставшая "более открытой".
При этом как власть, так и оппозиция выбрали консолидацию "своих" вместо диалога с оппонентом. "Оппозиция не нашла в себе ни сил, ни желания, ни способности установить контакт с отвергающим ее путинским электоратом, трансформировать свой имидж в ее глазах, предложить сколько-нибудь широкую экономическую, социальную, политическую программу", - говорится в статье.
"Власть в лице Путина, в свою очередь, в определенный момент как будто перестала замечать позитивный месседж и объективные причины протеста, о которых наверху говорили немало еще в декабре 2011 года. Наметился стратегический отказ от диалога, что в перспективе не может пойти на пользу ни стране, ни самим участникам - старым и новым - политического процесса", - заключает "НГ".