- ВИДЕОЗАПИСЬ, сделанная террористами в школе.
Как сообщают "Известия", руководство ФСБ почти сразу получило информацию о том, что боевики в школе держат под прицелом более 1000 человек, а не 354, как официально сообщалось.
"Новая газета" также отмечает, что власти с самого начала знали о том, что внутри около 1200 человек. Вечером 3 сентября, уже после основного штурма, об этом проговорился советник президента России Асламбек Аслаханов. Когда его спросили, почему он не приехал на переговоры с террористами по их первому требованию, Аслаханов сказал: "Я им позвонил и спросил: а о чем мне с ними вообще говорить, чего они хотят, есть ли у нас повод для разговора? Они мне ответили: "Повод - 1200 человек заложников, среди которых большинство - дети".
Потом освобожденные заложники расскажут, как бесились и "зверели" (по выражению одной из спасенных старшеклассниц) боевики, когда в новостях передавали цифру "354". Она рассказала, что после этой упорной и крайне опасной лжи детям перестали давать воду из-под крана, и они были вынуждены пить собственную мочу.
А впервые официально цифра "1200" появилась лишь накануне: Устинов заявил, что заложников было даже больше.
Как утверждают спецназовцы, участвовавшие в штурме, им удалось взять живыми четырех боевиков, включая одну женщину. По их же информации, двум бандитам все-таки удалось уйти, пишут "Известия". Хотя по официальной информации, у следствия есть только один живой боевик. О задержании трех живых террористов сообщал 3 сентября и глава информационно-аналитического отдела при президенте Северной Осетии Лев Дзугаев. Об этом же говорил и командующий 58-й армией генерал-лейтенант Виктор Соболев, который также отмечал, что несколько боевиков скрылись.
Позднее прокуратура заявила, что никому из боевиков не удалось прорваться сквозь оцепление, и два дня подряд называла точную цифру - 32 террориста.
Генпрокурор России Владимир Устинов, докладывая президенту о ходе расследования захвата школы, сказал: "Картина следующим образом складывается: непосредственно перед атакой на школу банда была собрана вблизи одного из населенных пунктов в лесу. По подсчетам задержанного Кулаева (единственного оставшегося в живых задержанного - прим. ред. NEWSru.com), это порядка 30 человек, из них были две женщины". Как считает "Московский комсомолец", Устинов просто запутался в своих показаниях.
"Порядка 30" - это сколько? 32, как сказал чуть раньше заместитель Устинова Сергей Фридинский, или больше, спрашивает "МК". То же самое касается и женского состава банды. Устинов утверждает, что женщин было две. А заложники и представители следствия говорят, что двух шахидок взорвали почти сразу, а еще одна взорвалась перед штурмом. Еще двум удалось сбежать, но одну задержали возле штаба, а вторую так и не нашли и предпочли об этом не вспоминать. Получается пять женщин, а не две, как доложил президенту Устинов.
Расходятся данные Устинова и по числу погибших заложников. Как пишет "Коммерсант", Генпрокурор доложил президенту, что погибли 326 заложников. А оперативный штаб во Владикавказе, который возглавляет председатель правительства Северной Осетии Михаил Шаталов, называет цифру 328. А в Беслане официальные представители заявили о 335 погибших.
Как полагает "Независимая газета", можно предположить, что число погибших значительно увеличится за счет без вести пропавших. Об этом, кстати, предупредил президента Владимир Устинов. По неофициальным данным, в списках пропавших уже числится более 200 человек.
Генпрокурор заявил президенту, что террористы привезли оружие и взрывчатые вещества с собой на трех автомобилях. О том, что взрывчатка и оружие могли быть завезены в школу во время ремонта, докладчик не упомянул, хотя об этом говорит начальник местного УФСБ, начальник штаба по освобождению заложников Валерий Андреев.
Российские и международные правозащитники: власти скрывали информацию и масштабы трагедии в Беслане
Российские и международные правозащитники выражают серьезную озабоченность в связи с тем, что власти скрывали масштабы трагедии в Беслане, в том числе дезинформируя общественность в отношении числа заложников, заявила в эфире радиостанции "Эхо Москвы" программный директор Московской Хельсинкской группы Татьяна Локшина.
По ее словам, сокрытие истинного числа заложников могло быть обусловлено попыткой властей не допустить паники в обществе, однако, заметила Татьяна Локшина, "такого рода мотивация не является оправданием".
Согласно статье 10 Европейской конвенции по правам человека, мы имеем право на получение информации, подчеркнула она. "Нам кажется, что такого рода дезинформация была непозволительна, она усложняет нормальную работу по гражданскому контролю над действиями силовых структур", - подчеркнула Татьяна Локшина.
Российские и международные правозащитные организации выступили с совместным заявлением в связи с событиями в Беслане.
"Захват заложников, в особенности такого числа детей, лишение их воды и пищи в течение более 48 часов, многочисленные угрозы расправы, преднамеренное убийство большого числа заложников - все это является грубейшим нарушением международного права и национального законодательства, - говорится в заявлении правозащитников. - Коалиция российских и международных правозащитных организаций самым жестким образом осуждает захват заложников и убийство сотен детей, их родителей и учителей вооруженной группировкой в Беслане".
Выразив серьезную обеспокоенность в связи с тем, что власти "скрывали истинный масштаб кризиса, в том числе дезинформируя общественность в отношении числа заложников", правозащитники призвали российские власти к тому, чтобы "всестороннее расследование обстоятельств бесланских событий включало в себя расследование того, каким образом властями предоставлялась информация - и обществу в целом, и семьям заложников".
Правозащитники призвали власти "гарантировать, чтобы действия правоохранительных органов, направленные на приведение к ответственности виновных в бесланских событиях, были проведены в полном соответствии с международными стандартами в области прав человека".
Под заявлением подписались "Международная амнистия", Международная лига прав человека, Международная Хельсинкская федерация, Международная федерация лиг прав человека, Московская Хельсинкская группа, общероссийское движение "За права человека", правозащитный центр "Мемориал" и организация Human Rights Watch.