Операция проводилась силами ФСБ совместно со следственным комитетом при Генпрокуратуре РФ. "Бульбов был задержан во вторник в аэропорту "Домодедово" после приземления его самолета во время того, как он спускался с трапа воздушного судна", - сказал источник "Времени новостей". По его словам, люди, находившиеся с Бульбовым в момент задержания, попытались оказать сопротивление сотрудникам спецслужб, однако после небольшой потасовки генерал-лейтенант был задержан.
- Противостояние с ФСБ: сор вынесли из избы
- В ФСКН сомневаются в правомерности задержания Бульбова
- Дело "Трех китов": контрабандные схемы
Накануне источники в ФСКН и в Следственном комитете (СК) при прокуратуре подтверждали этот факт лишь неофициально.
Как выяснилось, еще в воскресенье в квартирах задержанных были проведены обыски. До настоящего времени Бульбову официально не предъявлено никаких обвинений. По неофициальным данным, в среду к вечеру следствие собирается обратиться в суд с ходатайством о его аресте. По некоторым данным, ему могут предъявить обвинение в незаконном прослушивании телефонных переговоров - это расценивается как превышение служебных полномочий.
Анонимный источник РИА "Новости" в правоохранительных органах ожидает новых арестов. "Не исключено, что по делу, по которому проходит Бульбов, будут новые задержания среди сотрудников ФСКН, около пяти человек. Пока обвинение генералу не предъявлено, но в ближайшее время он будет арестован", - заявил он.
Противостояние с ФСБ: сор вынесли из избы
Пресса считает, что вероятнее всего, эта операция стала следствием давнего противостояния в среде "силовиков". Бульбов в последнее время занимался расследованием скандального дела "Трех китов" о контрабанде мебели и делом о контрабанде ширпотреба из Китая, который проходил через склады одной из спецслужб.
Депутат Александр Хинштейн утверждает, что деятельность Бульбова и других задержанных привела к массовым отставкам внутри ФСБ и Генпрокуратуры. "В спецслужбах говорят, что теперь Лубянка нанесла своим обидчикам ответный удар", - пишет он на страницах МК.
С самого начала дело о контрабанде мебели наталкивалось на жесточайшее сопротивление тогдашнего руководства Генпрокуратуры и ФСБ, напоминает Хинштейн. Дошло до того, что президент, убедившись в предвзятости своих подчиненных, был вынужден вызвать из Санкт-Петербурга лично знакомого ему рядового следователя облпрокуратуры Владимира Лоскутова и поручить расследование, а затем, на решающей стадии работы, возложил оперативное сопровождение дела на ФСКН.
Итогом совместной работы наркоконтроля и Лоскутова стала, как считается, отставка генпрокурора Владимира Устинова, а также череда увольнений руководителей спецслужб, оказавшихся замешанными в скандале. Летом прошлого года из ФСБ были уволены пять генералов, в том числе два заместителя директора, два заместителя начальника управления собственной безопасности и первый зам начальника управления по контрразведывательному обеспечению финансово-кредитной сферы.
Уже тогда стало ясно, что бывшие коллеги вряд ли простят Черкесову подобную прыть. Ситуацию осложнило и то, что президент поручил ФСКН совместно с Генпрокуратурой заниматься и иным громким делом - о китайской контрабанде, перехваченной весной 2005 года. (11 вагонов, доверху набитых ширпотребом, были беспрепятственно пропущены через границу и следовали в адрес одного из подмосковных складов ФСБ.) Все следы вновь вели здесь в сторону Лубянки.
Задержанные генерал-лейтенант Александр Бульбов и замначальника УСБ ФСКН Юрий Гевал координировали разработку обоих дел.
В ФСКН сомневаются в правомерности задержания Бульбова
В Федеральной службе РФ по наркоконтролю отвергли подозрения в незаконной деятельности задержанного генерал-лейтенанта Александра Бульбова. "Я исключаю какую-либо незаконную деятельность со стороны этого человека", - сказал в среду источник в ФСКН.
"Этот человек не мог сделать что-то незаконное в силу своего характера и убеждений. Этот человек с героическим характером, в свое время он представлялся к званию Героя Советского Союза за Афганистан, - сказал источник. - Сама ситуация выглядит весьма абсурдно".
Между тем в Центре общественных связей ФСКН официально не комментируют информацию о задержании Бульбова. "Пока мы не даем комментариев по этому поводу", - сказал "Интерфаксу" в среду представитель Центра общественных связей ФСКН.
Дело "Трех китов": контрабандные схемы
Как полагает следствие, в 2000 году руководитель фирмы ООО "СЭФ Транс" Андрей Саенко, гендиректор ООО "Альянс-95", а, по сути, фактический руководитель мебельных торговых центров "Гранд" и "Три кита" Сергей Зуев, гендиректор ООО "Альянс-96" Андрей Латушкин, главный бухгалтер московского представительства латвийской компании ООО "ФМ Группа" Ирина Подсотская и ее супруг Павел Подсотский (менеджер в этом же представительстве) организовали контрабандный канал поставки мебели в торговые центры "Гранд" и "Три кита".
Поставка осуществлялась через подставную фирму "Лига-Марс". По данным следствия, подозреваемые систематически ввозили в Россию мебель для дальнейшей реализации в торговых центрах "Три кита" и "Гранд" из Германии, Италии, Франции, Испании через подставного отправителя, занижавшего реальную стоимость товара.
В настоящее время следствие изучило представленные компетентными органами иностранных государств материалы по 50 партиям поставленного товара. Только в упомянутых партиях контрабандным путем в Россию было ввезено около 400 тонн мебели и других товаров, общей стоимостью 62 млн рублей. При этом, отмечается в сообщении Генпрокуратуры, не были уплачены таможенные платежи на сумму более 18 млн рублей. Всего количество поставок в адрес фирмы "Лига-Марс" составило 378. Работа по остальным поставкам продолжается.
Следствие подозревает Саенко, Зуева, Латушкина и супругов Подсотских в совершении контрабанды организованной группой в крупном размере и уклонении от уплаты таможенных платежей группой лиц в особо крупном размере (ч.4 ст. 188, пп."а", "г" ч.2 ст.194 УК РФ). Кроме того, Саенко, Зуев и Латушкин подозреваются в легализации контрабандных товаров в крупном размере организованной группой (ч.3 ст.174 УК РФ (в редакции от 09.07.1999 г.). "Следствие располагает данными о легализации ими контрабандной мебели и других товаров на сумму более 52 млн рублей", - отмечается в сообщении Генпрокуратуры. В ближайшее время арестованным будет предъявлено обвинение.
В прошлом году, через шесть лет после начала следствия по "мебельному делу" Генеральная прокуратура России арестовала пять человек: Сергея Зуева, Андрея Саенко, Андрея Латушкина, супругов Павла и Ирину Подсотских. Как пояснил руководитель следственной группы, первый заместитель начальника отдела прокуратуры Ленинградской области Владимир Лоскутов, "избранная мера пресечения - взятие под арест пяти подозреваемых по делу - связана с тяжестью совершенных ими преступлений, а также в целях исключения возможности скрыться подозреваемым за границей".
Троих обвиняемых – Ирину и Павла Подсотских, а также главу автотранспортной компании Александра Белякова – следователи после года отсидки отпустили под подписку о невыезде. Зуеву, Латушкину, Саенко и Леладзе Мосгорсуд по ходатайству Генпрокуратуры недавно продлил срок содержания под стражей еще на три месяца, то есть до 13 сентября, указав, что на свободе они могут оказывать давление на свидетелей. Их адвокатов удивило, что судья одним постановлением продлил срок содержания под стражей сразу четверым подследственным, не разобравшись с каждым из них в отдельности. Адвокат Саенко Алексей Виноградов заметил по окончании заседания суда: "Ну вот, уже арестовывать стали списком".
Восьмой обвиняемый, бывший начальник отдела развития региональной сети банка "Центрокредит" Анатолий Мельничук, создавший, по версии следствия, в 1999 году по паспорту своего знакомого фирму "Лига Марс", в адрес которой из-за границы поступали десятки тонн контрабандной мебели, оставался на свободе с начала следствия.
Лоскутов также уточнил, что "длительные сроки расследования уголовного дела о контрабандных поставках мебели в торговые центры "Три кита" и "Гранд" были связаны с покровительством подозреваемых должностными лицами в правоохранительных органах". По его словам, в ходе расследования дела были неоднократные попытки подкупа следователя с целью предоставления плана расследования, оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемых.