Страны-участницы прошедшего в Москве саммита Организации договора о коллективной безопасности приняли решение усилить военную составляющую организации
kremlin.ru
Страны-участницы прошедшего в Москве саммита Организации договора о коллективной безопасности приняли решение усилить военную составляющую организации. Штаб ОДКБ теперь будет постоянно находиться в Москве. Согласно одному из подписанных соглашений, в случае агрессии против любой из стран ОДКБ по ее просьбе группировка войск организации придет ей на помощь. Ответ на агрессию, наличие штаб-квартиры, усиление военных позиций - все это напоминает "клон" Североатлантического альянса, который возвращает мировые страны на "холодную полярность". А президент Дмитрий Медведев открыто заявляет: "Участники организации – тоже сильные мира сего".

Тем не менее, как отмечают российские СМИ, члены ОДКБ признали правоту России, но не Южную Осетию и Абхазию. ОДКБ порекомендовала Москве вернуться к соблюдению "принципов Медведева-Саркози", сообщают "Новые известия".

- Эксперты НАТО прибывают в Грузию, чтобы оценить масштабы ущерба от боевых действий
- США хотят быстрее принять в НАТО Грузию и Украину. Европа против
- Москва "обрабатывает" ОДКБ: в поисках поддержки по вопросу Грузии Медведев ведет разъяснительные работы

Отметим, в понедельник в Москву прибывает миссия Евросоюза во главе с президентом Франции Николя Саркози, который обсудит со своим российским коллегой урегулирование кризиса вокруг Южной Осетии и Абхазии.

При этом ОДКБ осуждает действия Грузии и ее попытку решить конфликт силовыми методами. Дмитрий Медведев расценил итоговый документ саммита как "консолидированную позицию", в котором "партнеры по организации дали однозначную негативную оценку агрессии Грузии в Южной Осетии".

Напомним, в состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Наиболее примечательные цитаты из статей на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".

Как отмечает "Время новостей", язык дипломатических документов отличается от публичной риторики. Последняя дает возможность каждому из подписавших документ по-своему его интерпретировать. Впрочем, для того чтобы усилить в свою пользу трактовку декларации саммита, у Дмитрия Медведева были основания.

Усиление военной мощи

Участники встречи подписали 16 соглашений, многие из которых согласовывались с 2000-х гг, пишут "Ведомости". В их числе соглашение, регламентирующее статус коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ. Предполагается, что в случае агрессии против любой из стран - участников этого соглашения - по ее просьбе группировка войск ОДКБ придет ей на помощь.

На саммите назначен начальник объединенного штаба - им стал генерал-полковник Юрий Хачатуров, первый замминистра обороны Армении, к которой перешло председательство в ОДКБ.

При этом обтекаемые формулировки декларации ОДКБ резко контрастировали с тональностью заявлений президента России Дмитрия Медведева, который призвал союзников к "проведению согласованной внешней политики" и "укреплению военной компоненты" ОДКБ, без которых "организация развиваться не может".

Кроме того, Медведев напомнил коллегам, что "у организации есть права и обязанности, в том числе в вопросах самообороны, в ликвидации последствий вооруженных конфликтов, нападения на ту или иную страну-участницу.

Консолидация - ответ на ПРО

Московский саммит ОДКБ, как никакой другой за все время существования организации, позволил Кремлю консолидировать вокруг себя ближайших союзников на постсоветском пространстве. Красноречивым символом этого стало довольно неожиданное решение впредь проводить все встречи глав государств ОДКБ именно в Москве, независимо от того, кто является председательствующим в организации.

Чтобы убедиться в том, чьи интересы в первую очередь отражает итоговая декларация саммита ОДКБ, достаточно процитировать следующее его положение: "Государства - члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов".

Если наложить эти формулировки на заявленные Дмитрием Медведевым положения о необходимости усиления военной компоненты в деятельности ОДКБ и жесткости в выполнении решений ("об этом мы сейчас говорили с моими коллегами... все пункты договора, который нас объединил, должны неукоснительно соблюдаться"), становится очевидно: Кремль начинает говорить со своими партнерами другим, более жестким языком.

И теперь, вполне возможно, в обмен на различные преференции в экономической области и сфере безопасности Москва будет требовать от ближайших союзников если не послушания, то безусловного учета своих геополитических интересов.

Одновременно НАТО предложили сотрудничество в противодействии исходящей из Афганистана "наркотеррористической угрозе". На пресс-конференции армянская журналистка спросила, что нужно сделать, чтобы к ОДКБ "прислушивались сильные мира сего". "Участники организации – это тоже сильные мира сего", – ответил Дмитрий Медведев.

Штаб-квартиры: Москва, Брюссель

Согласованы на саммите и условия пребывания на территории России объединенного штаба организации. Штаб находится в Москве, но ему представляется экстерриториальный статус, аналогичный тому, что имеет штаб-квартира НАТО в Брюсселе, пишут "Ведомости".

Имущество и помещения штаба становятся неприкосновенными, а российские чиновники могут посещать его только с согласия начальника штаба или его первого заместителя. Главы стран - членов ОДКБ решили всегда проводить саммиты в Москве.

После саммита президент России Дмитрий Медведев назначил начальника Генштаба ВС России Николая Макарова своим официальным представителем при ратификации парламентом соглашения о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ, подписанного в октябре 2007 года в Душанбе. Предполагается формирование подразделений постоянной готовности, которые управляются по единому плану из единого штаба.

Появление единой системы управления - самое главное в военном блоке, считает сотрудник Минобороны, в отличие от НАТО в ОДКБ этого не было, что не позволяло называть его настоящим военным блоком. Но новую систему рано сравнивать с объединенным командованием НАТО или Варшавского договора, говорит военный.