"В первый день, когда они собрали нас, они обращались с нами хорошо, разрешали детям пить воду, выходить в туалет. Детей было много, все пришли на линейку. Родителей тоже было много. В спортзале нас было 1300 человек, и я не понимаю, почему подумали, что нас 350".
"Весь зал был увешан пакетиками со взрывчаткой, они висели с первого дня, - говорит она. - Террористы говорили по-русски даже между собой, но с акцентом. Я думаю, те, кто за нами надзирал, могли быть чеченцами или ингушами".
- ВИДЕОСЪЕМКА спортзала, сделанная террористами
"На второй день они дали несколько очередей и привели меня, чтобы сказать, что, если я не наведу хоть какой-то порядок и не успокою детей, они перестанут разрешать им ходить в туалет и пить воду".
В конце концов "террористы запретили малейшее движение" и сухо объявили: "Вот вам три ведра, обходитесь, как хотите!" Дети подумали, что сойдут с ума. Им казалось, что они надышались газом: настолько сильный стоял запах. Террористы били детей ногами".
По словам Лидии Цалиевой, захватчики быстро объявили свое требование - вывод российских войск из Чечни - и попросили ее связать их с доктором Леонидом Рошалем, одним из переговорщиков, которому она позвонила по телефону в штаб по освобождению заложников.
На третий день напряженность в школьном спортзале усилилась. Когда раздался первый взрыв, Цалиева получила осколочные ранения в правую ногу и потеряла сознание. "Когда я очнулась, то увидела, что в зале осталось меньше детей и взрослых, наверное, их уже вывели. Потолок горел. Меня зажало между столами. Возле меня один из террористов все время стрелял. Он посмотрел на меня и махнул мне рукой: мол, уходи. Не знаю, как я оттуда выползла".