После вручения Нобелевской премии по химии за 2009 года вновь начались разговоры о том, что наградой незаслуженно обошли русского ученого. Есть мнение, что в числе лауреатов должен был оказаться академик РАН Александр Спирин
НТВ
После вручения Нобелевской премии по химии за 2009 год вновь начались разговоры о том, что наградой незаслуженно обошли русского ученого. Есть мнение, что в числе лауреатов должен был оказаться академик РАН Александр Спирин. Ранее на этой неделе в Москве возмущались, что премию по медицине не получил россиянин, который выдвинул "нобелевскую" теорию старения клеток.

В этом году Нобелевской премии по химии удостоились американец Томас Стейц, израильтянка Ада Йонат и уроженец Индии Венкатраман Рамакришнан за изучение структуры и функций рибосомы - одной из важнейших частей клетки, синтезирующей белок. Работа ученых позволяет лучше понять действие антибиотиков на человеческий организм, поясняет "Коммерсант".

Рибосомы - это по сути "микророботы, которые производят белок на основе информации из ДНК", рассказывает замдиректора по науке Института молекулярной генетики РАН профессор Вячеслав Тарантул. Рибосомы, в частности, производят гемоглобин, антитела для борьбы с инфекциями, инсулин и ферменты, отвечающие за уровень сахара в организме. Ученые, получившие премии, детально изучили структуру рибосомы и описали, как именно синтезируется белок.

"Я был уверен, что в этот раз хотя бы часть премии получит академик, директор Института белка РАН Александр Спирин, занимающийся изучением рибосом на протяжении многих лет и описавший основные принципы их работы, - недоумевает Вячеслав Тарантул. - Но повторилась ситуация, как и с премией по медицине, когда все ждали, что награду получит российский ученый Алексей Оловников".

Впрочем, сам Александр Спирин, комментируя присуждение премии, никаких претензий Нобелевскому комитету не предъявлял. "Я считаю, что после открытия структуры ДНК, то есть генетического материала, строения генов в 1953 году Уотсоном и Криком, это наиболее крупное достижение науки, которая называется молекулярная биология", - заявил он "Вестям" по поводу открытия лауреатов премии.

Российский ученый лишь однажды удостаивался Нобелевской премии по химии. В 1956 году награду получил академик Николай Семенов за разработку теории цепных реакций.

По мнению профессора Тарантула, недостаточные успехи в этой области связаны с тем, что еще при Сталине "народный академик" Трофим Лысенко объявил генетику "продажной девкой империализма", из-за чего исследования в этой области были свернуты. Развитие химии и биологии в СССР на долгие годы затормозилось. А после распада Советского Союза многие специалисты уехали в США. "О каких премиях тогда можно говорить?" - замечает ученый.

Русских ученых "обижают" не впервые

Хотя Нобелевский комитет старается вручать премии лишь в тех случаях, где нет спора о научном приоритете, и обычно награждает ученых-экспериментаторов, периодически появляются недовольные выбором лауреатов. В прошлом уже звучали утверждения, что Нобелевский комитет забыл того или иного россиянина.

Когда определились лауреаты Нобелевской премии в области медицины и физиологии за 2009 год, в России заговорили, что часть награды должна была достаться известному биологу Алексею Оловникову. Он еще в 1971 году выдвинул гипотезу о том, что старение живых клеток связано с укорочением теломер - концевых участков хромосом. Премию же разделили трое американских ученых, доказавших гипотезу Оловникова на практике.

После присуждения Нобелевской премии по физике 2008 года ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что получивший награду Йоитиро Намбу ряд идей позаимствовал у советского академика Николая Боголюбова, причем порой не ссылался на него. Завкафедрой МГУ Николай Боголюбов внес большой вклад в изучение физики элементарных частиц и проблем симметрии, однако не смог защитить свой научный приоритет, отметил Садовничий.