Напомним, Нобелевскую премию в области медицины и физиологии в этом году получили ученые из США: Элизабет Блекберн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак. Ученые не только доказали, что к старению клеток ведет укорочение теломер, но и открыли фермент теломераза, который препятствует этому процессу.
Алексея Оловникова незаслуженно обошли премией, полагает его бывший научный руководитель Владимир Скулачев - академик, декан факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ. "Это очень несправедливо, я считаю, поскольку он предсказал это явление. Общепринято в мире, что он высказал эту идею, они (лауреаты) лишь подтвердили ее. Но это дело уже Нобелевского комитета, конечно", - заявил академик в интервью РИА "Новости". По словам Скулачева, он вместе с рядом других людей выдвигал в этом году кандидатуру Оловникова на Нобелевскую премию.
В то же время профессор Института молекулярной биологии РАН Егор Егоров считает, что премию заслужили именно американские ученые. "Они десятилетиями занимаются этим вопросом, а Оловников ограничился одной статьей. Она была провидческая, гениальная, но одна", - пояснил профессор газете "Коммерсант".
Сам Алексей Оловников, ведущий научный сотрудник Института биохимической физики РАН, никаких комментариев не дает. Академик Скулачев заметил, что его бывший студент в целом очень скромный человек. "Он до сих пор кандидат наук. Он считает, что время надо тратить на науку, а не на докторскую. Это его принцип", - рассказал ученый газете "Время новостей".
Российские ученые получали Нобелевскую премию по медицине и физиологии лишь дважды, оба раза в начале XX века, напоминает "Российская газета". В 1904 году ее получил Иван Петрович Павлов "За работу по физиологии пищеварения". В 1908 году премию получил Илья Ильич Мечников (вместе с Паулем Эрлихом) "За труды по иммунитету".
Суть открытия: не "эликсир молодости", но возможное средство от рака
В 1965 году американский биолог Леонард Хейфлик установил, что большинство клеток живых организмов могут делиться не более 50-60 раз. После этого "предела Хейфлика" - максимально возможного количества делений - начинается старение. Однако молекулярный механизм этого явления не был до конца понятен.
В 1971 году советский ученый Оловников предположил, что гибель клеток связана с укорочением теломер - концевых участков хромосом. Бактерии обладают кольцевой ДНК, но когда возникли растения, животные и грибы, эта молекула стала не кольцевой, а линейной, у нее появились кончики. При каждом делении теломеры становятся короче, и в конце концов клетка погибает.
В 1980-х годах Элизабет Блекберн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак экспериментально доказали справедливость этих предположений. Кроме того, они открыли фермент теломераза, который может формировать новые теломеры. Этот фермент работает в некоторых стволовых, эмбриональных и в раковых клетках.
В конце 1990-х другой группе ученых удалось внедрить теломеразу в ген и получить бессмертную клетку. "Это было яркое событие, - вспоминает профессор Егоров. - Казалось, был изобретен эликсир молодости, однако эксперименты с трансгенными животными впоследствии показали, что старение победить не удалось".
Тем не менее, по его словам, открытие "имеет огромное значение", оно полезно в области изучения стволовых клеток и в борьбе с раком. В частности, воздействие на теломеразу рассматривается как один из механизмов защиты от раковых опухолей.