Учитывая данное еще два года назад Владимиром Путиным обещание подумать о новой реформе СФ и политический вес самого Шаймиева, его предложения вполне могут быть услышаны Кремлем, считает "Коммерсант".
Шаймиев также прокомментировал "Интерфаксу" недавние скандальные отставки четырех членов Совета федерации (СФ). Напомним, в ходе чистки верхней палаты по представлению спикера СФ Сергея Миронова были досрочно прекращены полномочия Бориса Гутина (дума Ямало-Ненецкого округа), Игоря Иванова (администрация Приморского края), Александра Сабадаша (администрация Ненецкого автономного округа) и Аркадия Саркисяна (верховный совет Хакасии). А завтра парламент Калмыкии должен прекратить полномочия сенатора Левона Чахмахчяна.
Эти скандалы президент Татарии объяснил серьезными изъянами в порядке формирования верхней палаты. "Тех или иных скандалов следовало ожидать, поскольку нынешний состав Совета федерации в основном состоит из "денежных мешков". Здесь заседают люди, которые зачастую не имеют абсолютно никакого или же имеют весьма отдаленное отношение к тем регионам, от которых они делегированы", - заявил Минтимер Шаймиев.
Сами отставки президент Татарии назвал неэтичными. "Как можно было не дать этим сенаторам возможности объясниться на заседании палаты? И почему члены Совета федерации не обозначили публично свою позицию, оставив поле для разного рода кривотолков и недопонимания в обществе?" - возмутился он. В этой связи глава Татарии заявил, что новая реформа СФ "назрела", и изложил собственный ее вариант.
- Среди сенаторов - 17 рублевых миллиардеров и трое долларовых
- Совет Федерации: гонки с выбыванием
Верхнюю палату Шаймиев предлагает формировать из представителей региональных парламентов в ранге вице-спикера, а исполнительную власть, по его словам, мог бы представлять один из членов правительства каждого субъекта. По словам татарского лидера, "тогда все стало бы на свои места".
Напомним, нынешняя редакция закона о порядке формирования СФ появилась в конце 2004 года, когда в него были внесены поправки, дающие право главе палаты выступать с инициативой досрочного отзыва сенаторов, а также уточняющие, что полномочия члена Совета федерации начинаются только после того, как согласие на это даст верхняя палата.
Шаймиев выступал последовательным противником реформы СФ, начиная с 2000 года, когда в первый год президентства Владимира Путина из палаты в рамках построения вертикали власти были изгнаны всенародно избранные губернаторы и спикеры законодательных собраний регионов, а сам СФ превратился в орган, послушно голосующий по приказу Кремля. По его мнению, нынешний состав палаты не может "достойно представлять РФ как государство с федеративным устройством".
Причем вернуть губернаторов и спикеров в СФ предлагал не только Минтимер Шаймиев, эту идею публично поддержала, например, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Тогда Владимир Путин в интервью федеральным телеканалам пообещал подумать о форме возвращения губернаторов в СФ.
В частности, высказывались предложения, что главам регионов надо позволить участвовать в голосованиях по самым актуальным темам – например, в ходе принятия бюджета или решений по вопросам войны и мира. Однако дальше слов дело не пошло. Сейчас же реформа Совета федерации выглядит более реальной, поскольку непрекращающиеся скандалы вокруг сенаторов в конечном итоге бросают тень и на Кремль.
Учитывая же авторитет Минтимера Шаймиева, который пользуется уважением президента Путина и является сопредседателем высшего совета "Единой России", его предложения вполне могут оказаться востребованными. Тем более что предложенная им схема формирования СФ ничем Кремлю не угрожает: сенаторы, делегированные в верхнюю палату назначенными сверху губернаторами, вряд ли будут способны на самостоятельные политические шаги, а Кремль при этом сможет частично передоверить своим назначенцам контроль над палатой регионов.
Среди сенаторов - 17 рублевых миллиардеров и трое долларовых
Ранее в этом году "Новые известия" писали, что российскому парламенту грозит очередная реформа. Совет Федерации, порядок формирования которого за 12 лет менялся трижды, в конце концов, могут просто упразднить в качестве органа законодательной ветви власти.
Одним из самых последовательных сторонников идеи ликвидации Совета Федерации выступает глава ЛДПР Владимир Жириновский, который заявляет, что российская "калька с палаты лордов" никому не нужна. А чтобы не нарушался принцип федеративности, Россию надо преобразовать в унитарное государство, предложил он. Пункт об упразднении СФ до сих пор значится в программе либерал-демократов.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин отмечает, что сейчас "основной кадровый состав Совета Федерации" - это лоббисты, которых "наделили полномочиями представлять различные группы влияния". Часть сенаторов - крупные предприниматели, "которые пересиживают там трудные времена". Бывший председатель комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации Иван Стариков утверждает, что многие места в сенате "покупаются, чтобы получить неприкосновенность".
Среди сенаторов - 17 рублевых миллиардеров и трое долларовых: Валерий Ойф, Сергей Пугачев и Фархад Ахмедов. По признанию спикера Сергея Миронова, из 178 сенаторов 80 со своими регионами никак не связаны. А Стариков считает, что палата на 80% состоит из москвичей.
Еще Совет Федерации стал последним местом работы для некоторых когда-то ведущих политиков страны. Там числятся и бывший председатель Совета министров СССР Николай Рыжков, и бывший госсекретарь России Геннадий Бурбулис, и бывший первый вице-премьер Вадим Густов. Экс-президент Республики Северная Осетия – Алания Александр Дзасохов после теракта в Беслане также был отправлен в Совет Федерации. "Есть большой соблазн назвать Совет Федерации политическим кладбищем", – говорит политолог Ольга Крыштановская.
Пока же Совет Федерации - это "пустая трата бюджетных денег" и "карикатурная палата", убежден Иван Стариков. Потому что сенаторы "послушно штампуют законы, которые приходят из Думы" и "боятся высказать несогласие, потому что могут в любой момент быть отозванными". Нынешний СФ отклонил лишь 14 из прошедших по законодательной вертикали законопроектов.
Совет менялся вместе с Федерацией
Первые члены Совета Федерации в 1993 году выбирались населением - сразу по два от каждого субъекта Федерации. В 1995 году на смену им пришли главы регионов и спикеры региональных парламентов. Один из авторов современной Конституции Сергей Шахрай пояснил, что таким образом должна была подчеркиваться причастность руководителей регионов к принятию законов, которые они потом должны были исполнять. По его словам, "регионы узнавали бы себя в этих законах" и появлялась бы уверенность, что "закон будет работать".
В 1995–1999 годах Совет Федерации был непослушным. Как вспоминает Ольга Крыштановская, к концу девяностых годов в верхней палате оформились ассоциации губернаторов, а лидерство захватил неформальный клуб глав регионов-доноров, в котором заправлял московский мэр Юрий Лужков. Совфед в полной мере продемонстрировал свою непокорность в 1999 году, дважды отказываясь снять по предложению президента Ельцина генерального прокурора Юрия Скуратова. На сенаторов не повлияла даже пленка с записью похождений "человека, похожего на генерального прокурора".
Уже в первый год своего правления президент Путин инициировал принятие нового закона о формировании Совета Федерации, согласно которому там должны были работать не съезжающиеся время от времени в Москву губернаторы и спикеры, а их представители, постоянно проживающие в Москве. Президент заявил, что иначе нарушается принцип разделения властей, так как являющиеся исполнительной властью губернаторы одновременно оказываются частью законодательной власти и влияют на принятие законов, которые сами же должны исполнять.
После очередной реформы в 2001 году 29% россиян высказались за ликвидацию СФ как органа законодательной власти. Столько же были против, а 42% затруднились ответить, сообщает monitoring.ru.
Новгородский губернатор Михаил Прусак тогда открыто признал, что "мы проиграли и должны уйти". Новым спикером Совета Федерации вместо губернатора Орловской области Егора Строева вскоре стал мало кому известный тогда выходец из Санкт-Петербурга Сергей Миронов.