Как передает "Интерфакс", во вторник на процессе в Мещанском суде Генрих Падва заявил, что в материалах дела отсутствуют постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Ходорковского и главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева по обвинениям в растрате, уклонении физического лица от уплаты налогов и подделке документов, а также по ряду эпизодов по обвинениям в совершении мошенничества.
Падва утверждал, что при предъявлении каждого нового обвинения прокуратура должна была выносить постановление о возбуждении уголовного дела. "Это грубейшее нарушение уголовно-процессуального законодательства. Только после возбуждения уголовного дела начинается стадия предварительного следствия. При таких обстоятельствах предварительное следствие по предъявленным обвинениям является нелегитимным, а полученные данные - не имеющие значения", - сказал адвокат.
Рассмотрение ходатайства об исключении этих материалов из дела было судом отложено, чтобы дать возможность стороне обвинения сформулировать свою позицию.
Во вторник суд рассмотрел 10 из 42-х заявленных накануне защитой Михаила Ходорковского ходатайств о приобщении к делу документов по эпизоду об уклонении ЮКОСом от уплаты налогов. Из них лишь одно было удовлетворено.
Прокуратура считает, что ЮКОС уклонялся от уплаты налогов, вносил налоговые платежи не деньгами, а векселями. "Мы проследили путь всех векселей. Эти векселя был использованы государством, некоторые - сразу погашены ЮКОСом, - сказал Генрих Падва.
Гособвинитель Дмитрий Шохин возражал против приобщения предоставленных защитой документов к делу. По его словам, они "ненадлежащим образом заверены и получены не процессуальным путем".
Ходатайство защиты прокурор расценил как "неуклюжую попытку доказать, что махинаций с векселями ЮКОСа не было".
В этой связи Генрих Падва напомнил, что "бремя доказывания лежит на обвинении, и оно должно было представить доказательства того, что векселя не были оплачены".
В свою очередь Михаил Ходорковский пояснил, что копии платежных поручений не заверены, поскольку оригиналы изъяты Генпрокуратурой.
Во вторник адвокаты также просили суд приобщить к делу документы, полученные по их запросам и связанные с эпизодом о передаче Ходорковским средств ЮКОСа медиа-магнату Владимиру Гусинскому.
"Мы считаем, что сделки были возмездными, поэтому необходимо приобщить документы к материалам дела", - добавил Падва. Однако суд рассмотрение и этих ходатайств отложил.
По версии следствия, в период с июля 1999 по апрель 2000 года Ходорковский совместно с Лебедевым и другими не установленными следствием лицами организовал под видом вексельных операций перечисление средств со счетов подконтрольных ему компаний на счета компаний, подконтрольных медиа-магнату Владимиру Гусинскому (в том числе ЗАО "Медиа-Мост").
Таким образом, он "противоправно и безвозмездно изъял и обратил в пользу Владимира Гусинского 2 млрд 649 млн рублей, принадлежащих ОАО НК ЮКОС, чем причинил ущерб собственникам этих средств", утверждается в материалах следствия.
Суд оставил без удовлетворения 10 ходатайств, мотивируя это тем, что они ненадлежаще оформлены и сведения, содержащиеся в них, выходят за пределы судебного разбирательства.
Рассмотрение тридцать одного ходатайства суд отложил до конца представления доказательств стороной защиты Ходорковского, "исходя из целесообразности".