Глава российского Минэкономразвития Герман Греф дал большое интервью немецкому еженедельнику Spiegel, в котором рассказал о расчленении ЮКОСа, страхе перед возвращением к авторитарному государству и отношении к президенту Путину
Архив NEWSru.com

Глава российского Минэкономразвития Герман Греф дал большое интервью немецкому еженедельнику Spiegel, в котором рассказал о расчленении ЮКОСа, страхе перед возвращением к авторитарному государству и отношении к президенту Путину.

Высказывания министра о "деле ЮКОСа" - наиболее примечательная часть интервью. Так, отвечая на вопрос о том, почему Ходорковского преследовали, а Абрамовича - нет, Греф заявил: "Вы должны признать, что не всегда удается сразу поймать всех. Одним везет больше, другим - меньше". Министр заявил, что тотальной экспроприации имущества у 13 крупнейших нефтяных компаний России не будет. Но тут же предупредил: "Кто не будет придерживаться новых правил (налогообложения), поплатится за это".

Говоря об ухудшении инвестиционного климата в России, министр заявил: "Я тут ничего не мог поделать. Государство должно было довести это до логического конца. Однако избранный сценарий был, наверное, не идеален. Нельзя было так портить инвестиционный климат. Но это было не в моей власти, у меня нет таких полномочий".

Греф надеется, что ренационализация "Юганскнефтегаза" не станет "сигналом" для частных инвесторов. "Я сделаю все, чтобы это не стало примером. Я считаю, что увеличение доли государства в конкурентоспособных областях - это неправильно. Государство - это неэффективный собственник. Наоборот, частная экономика в нашей стране доказала свою эффективность. В тех секторах, где государство создало условия для конкуренции, мы имеем рост производительности".

Министр также признал, что реформы в России притормозили. Греф винит в этом высокие цены на нефть: "В большинстве случаев реформы начинаются лишь тогда, когда кончаются деньги... Во всем, конечно, есть и хорошие стороны. Поступления дают государству необходимые средства для относительно безболезненных социальных реформ. Но компании, которые накопили слишком много денег, конечно, лишены мотивации. Им не нужна прозрачность. Чем меньше прозрачности, тем больше возможностей делать с деньгами что захочешь".

По мнению Грефа, при проведении монетизации льгот правительство допустило две больших ошибки: "Сопровождать эту реформу должна была колоссальная просветительская работа, а ее не было - в этом заключается вина правительства. Нужно было действовать как раньше, развернув мощную пропаганду. Истерия началась уже накануне, эта война была изначально проиграна. А наша вторая ошибка заключалась в том, что участвовали не все регионы, 16 из них остались на старой системе. От этого другие начали завидовать, и это было запалом, который вызвал взрыв".

Глава Минэкономразвития в очередной раз заявил, что удвоить ВВП к 2010 году не удастся. "Нашу экономику нужно диверсифицировать, на это нацелена наша среднесрочная программа, которую я недавно представил в Совете Федерации. По нашим оценкам, удвоения ВВП в лучшем случае можно достичь в 2012-2013 году. Меня критикуют, что я не задаю нужный темп, чтобы это удалось к 2010 году. Однако этого нельзя сделать ни с одним из имеющихся сценариев. Если есть кто-то, кто знает, как это сделать, я с удовольствием предоставлю ему в распоряжение свою должность... Я могу лишь продолжать агитировать за свою позицию, за логику своих действий, разъяснять, почему я полагаю, что нужно приватизировать, что без свободного рынка и свободы вообще не обойтись, почему лишь свободный человек может эффективно хозяйствовать", - заявил Греф.