Первым начал выступление адвокат Михаила Ходорковского Игорь Михеев. Он анализировал процессуальные недостатки, допущенные следствием при возбуждении уголовного дела в отношении его подзащитного.
"Это дело можно смело назвать шедевром группы сотоварищей по уголовным делам, - сказал адвокат. - Таких фантазий и новелл в прочтении закона я никогда не встречал".
По словам адвоката, из 13-ти дел, возбужденных в отношении Михаила Ходорковского, только 2 возбуждены с соблюдением установленного законом порядком – по ст. 165 (злостное неисполнение решения суда о возврате акций "Апатиту") и по ст.285 (превышение должностных полномочий).
"А все остальное – масса томов – это макулатура", - заявил защитник. "Может, это были технические ошибки? – спрашивает адвокат. – Возможно, но если их сложить, то это дело - одна большая техническая ошибка". Адвокат присоединился к своим коллегам и просил суд оправдать Михаила Ходорковского по всем предъявленным ему обвинениям.
Адвокат Игорь Михеев представил суду платежные поручения, подтверждающие перечисления всех сумм "недоимки" вместе с начисленными штрафами и пенями, как в отношении Ходорковского, так и Лебедева. Суд принял эти документы и обратился к стороне обвинения с вопросом, желает ли она их изучить, имея в виду вопрос о приобщении этих документов к делу и возможность оценки их при вынесении приговора и определении судьбы гражданского иска. После короткого перерыва, который явно потребовался прокурору Дмитрию Шохину для согласования своей позиции по этому вопросу с мнением его руководства, он, а вслед за ним и представители гражданских истцов заявили о своем отказе от ознакомления с документами.
Из этого можно сделать вывод, что они будут возражать против их приобщения к делу и, соответственно, не откажутся от поддержания гражданского иска на эту сумму, сообщает Пресс-центр Ходорковского. В тоже самое время, даже если гражданский иск судом будет удовлетворен в полном размере, включая и оплаченные суммы, на стадии исполнения решения эти перечисленные денежные средства должны быть учтены, и сумма взыскания соответствующим образом уменьшена.
Напомним, накануне адвокат Генрих Падва, представляющий интересы Ходорковского, сказал, обращаясь к трем судьям, ведущим процесс, что они должны полностью оправдать бывшего главу компании ЮКОС Михаила Ходорковского и его партнера по бизнесу Платона Лебедева по всем предъявленным им обвинениям, пишет The New York Times (перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru).
В случае если Ходорковского и Лебедева признают виновными, им грозит наказание до 10 лет тюремного заключения.
"Я остаюсь и с верой, и с надеждой. С верой в вас, уважаемые судьи, в то, что вы нас услышали и сумеете найти зерно истины, – сказал Падва. – С надеждой, что в день вынесения приговора свершится подлинное правосудие и стража выпустит на свободу обоих подсудимых", – заявил адвокат. Он назвал Ходорковского и Лебедева невиновными.
Адвокаты утверждают, что Ходорковский не только не нарушал закон, а во многих случаях даже не имел отношения к событиям, на которые опирается сторона обвинения.
Михеев представил суду документы, подтверждающие перевод денег в адрес федерального казначейства Минфина РФ по городу Москве для налоговых инспекций N2 и N5 в счет погашения долгов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, как физических лиц. Напомним, что руководство Group Menatep перечислило в адрес налоговых инспекций около 5 млн долларов для погашения сумм, которые налоговики требовали вернуть как долги, образовавшиеся в результате незаконно полученных льгот на уплату налогов.
Из документов следует, что за Ходорковского уплачено четырьмя траншами: 1 млн 905 тыс. 593 долл., 2 млн 182 тыс. 088 долл., 54 тыс. 191 долл. и 62 тыс. 407 долл. За Лебедева аналогичным образом перечислено: 254 тыс. 265 долл., 305 тыс. 350 долл., 6 тыс. 978 долл. и 8 тыс. 326 долл.
В таком случае гражданские истцы от территориальных органов имели право отозвать свои иски. Однако, ни прокурор Дмитрий Шохин, ни представители гражданских истцов не пожелали даже ознакомиться с этими документами, мотивируя это тем, что эти деньги отправлены не самими обвиняемыми, а третьими лицами, имеют статус невыясненного платежа и могут быть в любой момент возвращены назад.
По словам представителя ФНС Александры Нагорной, "они (документы) не имеют никакого отношения к заявленному налоговыми органами гражданскому иску".
"Декларация в установленном порядке не подавалась, платеж был внесет третьим лицом и имеет статус невыясненного платежа", - сказала Нагорная, отметив, что деньги могут быть возвращены в любое время владельцам по их требованию.
Больше никто из участников процесса не изъявил желания принять участия в прениях. Платон Лебедев, кроме того, отказался от своего права выступить с последним словом.
В заседании объявлен перерыв до 14:00. Не исключено, что сегодня подсудимые выступят с последним словом
"Если 8 апреля реплики не займут много времени, не исключено, что подсудимые выступят с последним словом", - сказал адвокат Константин Ривкин, представляющий интересы главы МФО МЕНАТЕП. Он также добавил, что защита будет координировать свои действия по ходу судебного заседания, поскольку до сих пор не известно о выступлении прокурора в репликах.
Ожидается, что вердикт не будет вынесен раньше мая.
Напомним, что в четверг сторона защиты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского закончила свое выступление в прениях.
- Выступление адвоката Генриха Падвы 5 апреля (АУДИО. Часть 1. Часть 2. Часть 3)
- Выступление адвоката Генриха Падвы 6 апреля (АУДИО. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9)
- Выступление адвоката Генриха Падвы 7 апреля (АУДИО. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14)
Вместе с тем, прокурор Дмитрий Шохин отказался оценить выступление стороны защиты Ходорковского. Вся речь адвокатов экс-главы ЮКОСа заняла три дня. Защитники настаивают на полном оправдании Ходорковского и Лебедева по всем инкриминируемым эпизодам.
"Мы надеемся, что в день вынесения приговора вот эта металлическая железная дверь откроется и стража выпустит Ходорковского и Лебедева", - сказал в заключение своего выступления в прениях Падва, указывая на клетку, в которой на всем протяжении судебного заседания содержатся подсудимые.
В ходе прений представители гособвинения просили суд приговорить Ходорковского и Лебедева к 10 годам лишения свободы каждого с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кроме того, прокуроры настаивают на лишении обоих подсудимых права заниматься деятельностью в органах госвласти и органах местного самоуправления сроком на три года.
В то же время, представители Генпрокуратуры считают возможным назначить Андрею Крайнову, бывшему гендиректору АОЗТ "Волна" условную меру наказания в связи с частичным признанием вины и "содействии тому, что в конечном итоге восторжествует справедливость". Шохин просил суд назначить ему 5,5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком, равным пяти годам.
Ходорковский и Лебедев обвиняются по семи статьям УК РФ каждый, среди них уклонение от уплаты налогов и мошенничество в крупном размере. Крайнов, по версии обвинения, совершил мошенничество, причинение вреда имуществу собственника и не исполнил судебное решение, вступившее в законную силу.